Хрисоэлефантинная скульптура


Хрисоэлефантинная скульптура (от др.-греч. χρυσός — золото и ἐλέφας «слоновая кость»; вариант — хризоэлефантинная) — скульптура из золота и слоновой кости. Была характерна для античного искусства (преимущественно колоссальные статуи богов). Состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнажённое тело; из золота исполнялись одежда, оружие, волосы.

В античных источниках упоминается около 200 хрисоэлефантинных статуй. Ни одна из этих описанных в литературе скульптур не сохранилась, некоторые известны по копиям в камне.

В настоящее время археологами найдено около 40—50 вещей (в основном фрагментов). Сохранившиеся образцы хрисоэлефантинной техники можно увидеть, например, в Дельфийском археологическом музее. Это несколько голов периода архаики и ранней классики.[1] Слоновая кость потемнела от времени, и поэтому эти статуи — чёрные.

На рубеже XIX—XX веков термин «хрисоэлефантин» стал обозначать не только сочетание золота и слоновой кости, но также сочетание слоновой кости в комбинации с каким-либо другим материалом, преимущественно с бронзой или серебром.

Широкое распространение скульптуры из бронзы и слоновой кости в начале XX века было связано с началом импорта этого материала из Бельгийского Конго и снижением цен на слоновую кость.

В 1920-е — 1930-е годы скульптуры из бронзы и слоновой кости стали визитной карточной стиля ар-деко в декоративно-прикладном искусстве, завоевали широкую популярность во Франции, Германии и Австрии. Антикварный интерес к предметам из бронзы и слоновой кости возник в 1970-е годы, а начиная с 1990-х эти уникальные изделия стали хитами продаж ведущих аукционов мира.