Христианская каббала


Христиа́нская каббала́ — мировоззрение, синтезирующее древнюю каббалу и христианское откровение о новом Адаме. Сочеталось с христианской мистической мыслью и получило заметное развитие среди европейских философов, теологов и гуманистов эпохи Возрождения, когда среди христианских мыслителей рос интерес к иудейской мистике.

В конце XV века каббала трансформировалась от чисто еврейского явления к европейской культуре, совместившись с христианской теологией, философией, наукой, магией и теургией[1]. В результате появилось два разных феноменальных мистических учения с принципиальными доктринальными различиями, но с одним названием.

В трудах еврейских теологов о каббале, как правило, не упоминается о христианской каббале. Как редкое исключение, следует отметить труды Авраама Эрреры, в которых приводится целый ряд цитат из работ Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолы. В свою очередь, Христиан Розенрот частично перевёл труды Эрреры на латынь. Исраэль Лифшиц, один из крупнейших раввинов Германии, упоминает Иоганна Рейхлина в качестве примера праведного христианина, однако не упоминает связь Рейхлина с каббалой. Авраам Йегуда Хейн и Шмуэль Александров, хабадские раввины и философы первой половины 20 века, отмечают близость учения Владимира Соловьёва к хасидизму[2][3][4][5].

В трудах же европейских каббалистов зачастую не делается различия между течениями. Многие основополагающие иудейские каббалистические книги были написаны до появления христианской каббалы, хотя иудейская каббала получила новый огромный толчок к развитию в 16 веке, благодаря учению Исаака Лурии. В свою очередь европейцы, сформировавшие христианскую каббалу, смотрели на неё как на давно забытое христианское учение.

Пико делла Мирандола считается «отцом» христианской каббалы, он сыграл большую роль в возникновении большого интереса к каббале в ту эпоху. Молодой учёный и теолог умер в возрасте 31 года в 1494 году. Пико сильно заинтересовался еврейским языком, и имел в друзьях и учителях еврейских учёных. Он начал изучать каббалу на еврейском и на латыни, переведённой евреем, принявшим христианство, Флавием Митредатом. Лучшая работа Пико считается «900 тезисов», в которую входили тезисы, основанные на каббале. В этом своём труде Пико провозгласил, что Христианская истина лучше всего демонстрируется при помощи магии и каббалы. Многим современным учёным трудно было отличить эти понятия — магия и каббала. Пико часто использовал слово каббала как синоним к слову магия, называя магию наукой, синтезирующей научный и теологический подход. Он отнёс каббалистические писания, с которыми был знаком, к древним эзотерическим знаниям, сохранённым евреями, в центре которого была Христианская идея, которая в свою очередь может быть постигнута изучением каббалы[6].