Хроники Хокмуна


Действие цикла происходит на Земле далёкого будущего. Этот цикл является одной из многочисленных проб пера молодого Муркока. Ко времени его написания он ещё не выработал свой собственный авторский стиль, и поэтому писал в духе пафосной героики, характерной для фэнтези Лина Картера и подобных ему авторов. Сюжет тетралогии составляет борьба Хокмуна с Тёмной Империей Гранбретании (гротескно-искажённый образ современной Великобритании), её королём Хаоном и злобным бароном Мелиадусом — его соперником за руку прекрасной Исольды Брасс. Победа в этой борьбе должна достаться тому, кто найдёт мистический артефакт — Рунный Посох. Геополитическая ситуация, отображённая в первых четырёх романах, являются аллюзией Второй мировой войны, где роль агрессора выполняет Великобритания. При этом главный герой, Дориан Хокмун, который организует сопротивление агрессорам — немец.

Первый цикл, при всей его пафосности, не был лишён некоторых пародийных ноток. Например, в третьей части тетралогии «Рунный посох» упоминаются древние боги Гранбретании, в именах которых можно узнать фамилии политиков XX века (Чиршиль — Черчилль, Арал Вилсн — Гарольд Уилсон и т. д.) Кроме того, в книге упоминаются боги Джон, Джоргу, Полу и Рунгу — неприкрытый намёк на группу «Битлз», а одним из выдающихся деятелей культуры Гранбретании назван некто Лонден Джон. Также бросается в глаза сатирический образ злодея Стальникова, в котором черты Иосифа Сталина гротескно перемешаны с чертами злого колдуна из народных сказок.

Первые четыре романа, составляющие тетралогию «Рунный посох» (англ. «The History of the Runestaff»), были опубликованы в 1967—1969 годах и представляют собой законченный цикл. Однако, в 70-е годы Муркок вновь возвращается к этому циклу, выпустив в 1973—1975 году ещё три романа, объединённые в трилогию «Замок Брасс» (англ. «Chronicles of Castle Brass»). В этой трилогии Муркок пытался связать все свои произведения в одну мегапею о Вечном Воителе. Хокмун осознаёт себя как Вечный Воитель, странствует по другим измерениям Мультивселенной, слышит потусторонние голоса своих прошлых инкарнаций, совершает путешествие в поисках вечного города Танелорна, становится свидетелем спасения мира, совершённого другими инкарнациями Вечного Воителя, и благополучно возвращается домой.

Во втором цикле пародийности уже больше — кое-где на ней основан сам сюжет (Хокмун «изменяет пол»; его друзья то умирают, то воскресают, то умирают вновь); некоторое ощущение фантасмагории и ирреальности преследует читателя всю книгу.

Все романы неоднократно переиздавались и были переведены на многие языки[1][2]. Кроме того, по мотивам произведений цикла были выпущены комиксы[3].