Фэнтези


Фэ́нтези (англ. fantasy[1] — «фантазия»; по-русски слово «фэнтези» употребляется то в женском, то в среднем роде[2]; нормативные словари также указывают для слова «фэнтези» то средний, то женский род[3][4]) — жанр современного искусства, разновидность фантастики. Произведения жанра фэнтези основываются на мифологических и сказочных мотивах, переосмысленных или переработанных авторами. Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале XX века. В середине XX века наиболее значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказали английские писатели Джон Рональд Руэл Толкин, автор романа «Властелин колец», Клайв Стейплз Льюис, автор «Хроник Нарнии», и Роберт Говард, автор цикла о Конане-варваре.

Произведения фэнтези в литературе нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному средневековью или (реже) эпохе Возрождения, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с научной точки зрения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это может быть как параллельный мир, так и другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире допустимо существование богов, магии, мифических существ вроде драконов, великанов, фей и т. д.

Произведения фэнтези в литературе до начала 1990-х были представлены исключительно фэнтезийным романом, однако затем появились смежные с научной фантастикой разновидности; кроме того, авторы фэнтези освоили притчу, юмористическую фантастику, возникли фэнтезийные поэмы, стихотворения, сказки. Поэтому правильней называть фэнтези не жанром, а жанровым образованием, что подчёркивает её полиморфность. Однако другие жанровые единицы в рамках фэнтези (фэнтезийные рассказы, повести, стихотворения и т. д.) тяготеют к фэнтезийному роману. Фэнтезийный рассказ и фэнтезийная повесть стремятся к фрагментарности; фэнтезийный рассказ малораспространён, а для повести характерна тенденция к циклизации, объединению в романы[5]:61.

Первостепенное влияние на будущий жанр оказали средневековые эпос и рыцарские романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению[6] Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези. В фэнтези, стилизованном под дальневосточную традицию, эту роль играют мифология и средневековая культура стран этого региона. В огромной степени оно — продолжение традиции классических китайских, японских и корейских романов и повестей, волшебная составляющая в которых очень велика.