Хронофотография


Хронофотография — разновидность фотографии, позволяющая записывать движение какого-либо объекта при помощи фотосъёмки его отдельных фаз через короткие равные интервалы времени[1]. Полученная серия снимков может быть использована для изучения движения или создания движущегося изображения с помощью других технологий, таких как зупраксископ или праксиноскоп. Хронофотография стала промежуточным этапом в процессе изобретения современного кинематографа и позволила понять основные принципы записи движущегося изображения.

Термин «хронофотография» впервые использован французским физиологом Этьеном-Жюлем Марэ (фр. Etienne-Jules Marey), применявшим технологию для изучения движения животных и птиц. Появление хронофотографии стало возможным благодаря совершенствованию технологий традиционной фотографии и повышению светочувствительности фотоматериалов до уровня, необходимого для моментальных выдержек, составляющих доли секунды. Этому предшествовали попытки некоторых фотографов создавать «движущиеся картинки», последовательно фотографируя людей в разных неподвижных позах, имитирующих различные фазы движения. При этом выдержки могли быть сравнительно большими. Появление новейших чувствительных фотоэмульсий и быстродействующих фотозатворов было сразу использовано для получения подлинных снимков движения[2].

Первый успешный опыт хронофотографии осуществил фотограф Эдвард Мэйбридж (англ. Eadweard Muybridge), нанятый для разрешения спора бывшего губернатора Калифорнии Леланда Стэнфорда с двумя любителями скачек Джеймсом Кейном и Фредериком Мак-Креллишем[3]. Предметом пари на 25 тысяч долларов стал вопрос о том, отрывает ли лошадь во время галопа все четыре ноги от земли одновременно[4][5][6]. Для экспериментов, которые Мэйбридж проводил с 1874 года, Стэнфорд на своей ферме в Пало-Алто построил «фотодром». Вдоль бегового трека с одной стороны располагалась длинная белая стена, а с другой — 12 кабин с фотоаппаратами. К самым быстродействующим для того времени гильотинным затворам всех фотоаппаратов присоединялись нити, протянутые поперёк трека через равные промежутки[7]. Пробегающая лошадь разрывала ногами нити, поочерёдно приводя в действие фотоаппараты, каждый из которых фиксировал отдельную фазу движения с выдержкой в 1/25 секунды[8]. Для фотосъёмки использовался мокрый коллодионный фотопроцесс, требующий приготовления фотопластинок непосредственно перед съёмкой и их немедленного проявления. Отдельные кабины для фотоаппаратов предназначались для того, чтобы 12 помощников одновременно обрабатывали фотоматериал для съёмки[7]. Их работа начиналась по сигнальному свистку, обеспечивая синхронную готовность[9]. Результатом опыта стала серия фотографий, зафиксировавших отдельные фазы движения лошади по кличке Сэлли Гарднер, на одной из которых отчётливо виден момент отрыва всех четырёх ног.