Лазурит (конструкторское бюро)


АО «ЦКБ «Лазурит» (до 1974 года — ЦКБ-112) — проектно-конструкторское бюро и производственное предприятие, образованное в 1953 году в городе Горьком для разработки подводных лодок боевого и специального назначения, а также подводных сооружений и средств.

30 апреля 1953 на заводе «Красное Сормово» образовано Специальное конструкторское бюро 112 (СКБ-112), позже выделенное в самостоятельную административно-хозяйственную единицу ЦКБ-112. Главной задачей предприятия на первом этапе деятельности было создание технологий применительно к конкретному заводу-изготовителю рабочих чертежей первых послевоенных подводных лодок проекта 613[3].

В 1955 году на основании особого постановления Совета министров СССР в ЦКБ-112 разработан проект 633, ставший по тактико-техническим характеристикам одной из лучших дизель-электрических подводных лодок Советского Союза[4]. Главный конструктор — З. А. Дерибин. Всего по этому проекту в СССР было выпущено 20 кораблей, позже под международным названием Romeo ещё 71 в Китае и КНДР[5]. В начале 1960-х годов ЦКБ совместно с рядом смежных организаций разрабатывает чертежи и конструкторскую документацию на противогидролокационное покрытие для серийных лодок этого проекта.

С конца 1950-х годов коллектив ЦКБ-112 готовит к созданию серию атомных подводных лодок второго поколения проекта 670 «Скат». Главный конструктор — В. П. Воробьёв. Первой лодкой проекта стала К-43, спущенная на воду 2 августа 1966 года. Основным отличием кораблей этого типа от ПЛАРК первого поколения (проекта 659 и 675) явилось его вооружение — противокорабельный комплекс П-70 Аметист с подводным стартом. Заместитель командующего Шестым Флотом ВМС США заявлял, что «когда подводная лодка проекта 670 входила в Средиземное море, он надолго терял покой»[6].

В марте 1972 года было дано тактико-техническое задание на разработку атомной подводной лодки третьего поколения проекта 945 под шифром «Барракуда». Главный конструктор — Н. И. Кваша. Одной из отличительных особенностей проекта было создание корпуса из титанового сплава, что позволяло до полутора раз увеличить предельную глубину по сравнению с лодками второго поколения. Кроме того, титановая конструкция значительно снижала магнитное поле корабля. По этой характеристике проект 945 и сегодня сохраняет мировое лидерство[7]. Первая фотография «Барракуды» в справочнике «Navy international» сопровождалась комментарием: «Такие подводные лодки останутся непревзойдёнными в обозримом будущем»[3].