Кваша, Николай Иосифович


Никола́й Ио́сифович Кваша́ (8 декабря 1929, Зиновьевск, Украинская ССР — 4 ноября 2007, Нижний Новгород) — кораблестроитель, генеральный директор и генеральный конструктор центрального конструкторского бюро «Лазурит», конструктор нескольких проектов подводных лодок и спасательных глубоководных аппаратов, главный конструктор атомных подводных лодок третьего поколения проекта 945 типа «Барракуда». Герой Российской Федерации, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, Почётный гражданин Нижегородской области, доктор технических наук, профессор.

Николай Иосифович Кваша родился 8 декабря 1929 года в городе Зиновьевск Украинской ССР (ныне — Кропивницкий, Украина)[1]. По национальности — украинец. Отец Николая — Иосиф Гаврилович был железнодорожником, мать Маланья Сергеевна работала швеей-надомницей[2][3].

В годы Великой Отечественной войны находился вместе с матерью в оккупированном Кировограде. Чтобы помочь семье, научился сапожничать. Ремонтировал обувь горожанам, за что получал кусок хлеба или тарелку серой муки. После освобождения города войсками Красной Армии в январе 1944 года, Николай продолжил обучение в школе. Одновременно с учёбой помогал солдатам рыть окопы и создавать укрепления для возможной обороны города, работал в колхозе. После войны активно занимался спортом — бегом, стрельбой в тире, боксом (участвовал в республиканских соревнованиях). Занимался в балетном кружке и 1948 году окончил Кировоградскую балетную студию. Среднюю школу окончил с золотой медалью и отправил документы для поступления в Одесское высшее мореходное училище, но по причине нахождения в оккупации в годы войны, ему было отказано в приёме[4]. Поступил в Харьковский авиационный институт, однако после окончания третьего курса узнал, что всех выпускников вуза, находившихся в годы войны на оккупированной территории, направят работать на фабрику алюминиевой посуды. По этой причине он перевёлся на энергомашиностроительный факультет Харьковского политехнического института, который окончил с отличием в 1953 году по специальности «Двигатели внутреннего сгорания»[2][5].

После института был распределён по разнарядке Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР в город Горький (ныне Нижний Новгород) на машиностроительный завод «Красное Сормово». Работал инженером-конструктором в лаборатории бюро автоматизации и механизации производства. Первой его самостоятельной работой была разработка чертежей переоборудования мостового крана одного из цехов завода[6]. Затем участвовал в автоматизации прокатного стана и мартеновских печей[2]. В 1954 году стал старшим инженером, а в 1955 году назначен начальником конструкторского бюро автоматизации производства завода. Активно участвовал в комсомольской работе, в 1956 году был избран первым секретарём заводской комсомольской организации[6].