Мартеновская печь


Марте́новская печь (марте́н) — плавильная печь для переработки передельного чугуна и лома чёрных металлов в сталь нужного химического состава и качества. Название произошло от фамилии французского инженера и металлурга Пьера Эмиля Мартена, создавшего первую печь такого образца в 1864 году.

Пьер Мартен предложил новый способ получения литой стали в регенеративных пламенных печах. Использовав разработанный в 1856 году немецким инженером К. В. Сименсом принцип регенерации тепла продуктов горения, Мартен применил его для подогрева не только воздуха, но и газа. Благодаря этому удалось получить температуру, достаточную для выплавки стали.

Попытки применять сименсовские печи в чёрной металлургии начались сразу же, но они упирались в недостаточную стойкость существоваших тогда футеровочных материалов к беспрецедентно высокой температуре плавления стали, поэтому они ограничивались плавкой в тиглях стали из высокоуглеродного железа.[1] По чистой случайности песок, использовавшийся для приготовления динасовых кирпичей неподалёку от завода Мартена в Сирёе, имел примеси, которые позволяли ему лучше спекаться, и это, как установили позднее, обеспечило отличную огнеупорность ванны[2].

Первая плавка была осуществлена Мартеном на его заводе 8 апреля 1864 года, при этом ни обезуглероживания, ни удаления из чугуна примесей при помощи оксисления не производилось. Способ, называемый ныне мартеновским, стал широко применяться в металлургии в последней четверти XIX века, а в начале XX века в мартеновских печах выплавляли половину общего мирового производства стали[3]. Однако сам Мартен много на этом не заработал, так как при детальном рассмотрении его патентов в других странах выяснилось, что собственно его приоритет касается лишь шлакообразующих добавок, которые были быстро заменены более новыми, а всё остальное было либо разработано Сименсом, либо известно ещё до них обоих.[4]

Распространению мартеновского способа выплавки стали в Европе способствовал высокий спрос на рельсы и возможность добавления в шихту мартеновских печей до 30 % стального и железного лома (в том числе изношенных рельсов). Проблема повышенного содержания фосфора в европейских рельсах первоначальной укладки решалась добавлением в печь ферромарганца. Таким образом, мартеновская и бессемеровская сталь в 1860-х годах практически заменили тигельную в производстве колёсных бандажей, рессор, осей и рельсов[5].