Цаговский лес


Ца́говский лес (Жуковский лесопарк, Жуклес) — неофициальное название векового соснового бора, расположенного в городе Жуковский Московской области, и примыкающего к Центральному Аэрогидродинамическому Институту (ЦАГИ), от которого произошло его название. Лес приобрёл известность в связи с протестом против строительства подъезда к аэродрому ЛИИ им. Громова от автомобильной дороги М-5 «Урал».

Цаговский лес расположен между основными территориями научных институтов ЦАГИ и ЛИИ. В Советские годы ЛИИ проводил регулярные испытания летной техники, и лес являлся буфером безопасности — отделял город от взлетно-посадочной полосы. В годы Великой Отечественной войны, с северо-западной стороны, на пригорке были установлены зенитные орудия.

Лес является частью лесозащитного пояса Москвы. В 1982 году решением Совета народных депутатов Жуковского лесу был присвоен природоохранный статус ООПТ местного значения, который был отменен судом в 2010 году[1]. До вырубки 2012 года территория Цаговского леса составляла более 100 га.

Флора Цаговского леса, сосновый бор. В лесу произрастают ели, сосны. Лес богат грибами, ягодами. Кроме того, в лесу произрастают некоторые растения, занесённые в Красную книгу Московской области. Также встречается оруссус паразитический, занесенный в Красную Книгу России.

Лес оказывает положительное влияние на жизнедеятельность жителей прилегающих к нему районов Московской области и Москвы. Является местом отдыха для многих жителей города Жуковский.

Впервые план строительства дороги для скоростного подъезда на авиасалон МАКС возник в 2008 году, при подписании Владимиром Путиным плана о создании в Жуковском Национального центра авиастроения[2]. Он был одобрен мэром города Бобовниковым в 2009 году[2]. Строительство дороги «Подъезд к г. Жуковский (ЛИИ им. Громова) от автомобильной дороги М-5 „Урал“» ведется Мосавтодором и является частью Генплана развития города. В связи с этим протест граждан в Жуковском обоснован не только вопросом утери леса — но и сменой статуса основополагающих научных учреждений города, в том числе изменении статуса Летно-Исследовательского Института им. Громова, и создании на его территории транспортного терминала[3]. Критики проекта Национального Центра Авиастроения считают, что его создание не связано с развитием испытательного центра, но преследует лишь коммерческие цели[4].