Царь (пароход, 1912)


Царь (англ. Czar) — пассажирский пароход, океанский лайнер (часто использовался как военный транспорт для перевозки войск) построенный в 1912 году (спущен на воду 23 марта 1912 года) компанией Barclay Curle & Company Ltd. в Шотландии на верфи в Глазго (Glasgow) для Русского Восточно-Азиатского общества — дочернее предприятие датской East Asiatic Company. Пароход с начала своей деятельности получил имя «Царь».

В первый рейс Либава — Копенгаген — Нью-Йорк пароход «Царь» вышел 30 мая 1912 года из Либавы (Курляндская губерния)[1] и прибыл в Нью-Йорк 13 июня 1912 года. Пароход «Царь» заменил пароход «Литва» 1889 года постройки на линии Либава — Нью-Йорк и ходил на этой линии с судами «Курск», «Россия», «Бирма» и «Двинск» до июля 1914 года включительно[2].

5 августа 1913 года пароход «Царь» вышел из Либавы (одним из пассажиров на борту был молодой человек Марк Ро́тко — позже он стал крупнейшим мастером американской абстрактной живописи).[3]

Около 6 часов утра 9 октября 1913 года в середине Северной Атлантики и в самый разгар шторма на пассажирском пароходе «Volturno» (1906 года постройки) компании Uranium Line, имеющем на борту преимущественно эмигрантов, направляющихся в Нью-Йорк, начался пожар. Экипаж судна около двух часов пытался бороться с пожаром, но, реалистично осознавая силу пожара и ограниченные возможности для борьбы с пожаром в разбушевавшемся море, капитан судна Francis Inch велел судовому радисту послать в эфир сигнал SOS.

Одиннадцать судов направились на помощь, приняв сигналы бедствия и координаты парохода «Volturno». Пароход «Царь», следовавший в восточном направлении, стал одним из этих одиннадцати направившись к «Volturno». Эти суда прибывали к месту происшествия в этот же день (9 октября) и на следующий день.[4] В это время часть спасательных шлюпок парохода «Volturno» с женщинами и детьми были спущены на воду с трагическими результатами — шлюпки или перевернулись или были разбиты о корпус судна не оставив в живых ни одного человека с этих первых спущенных на воду шлюпок[4].

Первым к месту происшествия прибыл Королевский почтовый пароход «Carmania» (1905 года постройки) и его капитан James Clayton Barr, по праву капитана первого судна прибывшего к месту происшествия для спасения, принял на себя руководство спасательными операциями (остальные суда должны были следовать его указаниям)[5]. Подошли другие девять судов, включая пароход «Царь», и медленно окружили горящее судно. В течение двух ночей 10 октября и 11 октября RMS «Carmania» направляла один из своих прожекторов на «Volturno», а другим освещало кольцо прибывших судов, чтобы помочь судам избежать столкновения.[4] Несмотря на предпринятые усилия со стороны RMS «Carmania», два судна идущие на спасение одного пассажира (лайнер «Kroonland» компании Red Star Line и пароход «La Touraine» от French Line) почти столкнулись сблизившись на расстояние 15 футов (4,6 метра)[6].