Русское Восточно-Азиатское общество


Флаг России Правление: Санкт-Петербург, В.О. Николаевская набережная д. 13 [1][2] Главная контора в Либаве Отделения в Архангельске, Вильне, Киеве,Минске, Екатеринославе, Одессе, Ровно, Саратове и Умани.

Русское Восточно-Азиатское общество (18991918) было основано в Санкт-Петербурге как первое дочернее предприятие образованной за два года до этого датской Восточно-Азиатской компании. Общество владело целой флотилией современных пароходов, которые регулярно курсировали на пассажирских линиях, возили грузы и морскую почту.

В Либаве располагалась Главная контора пароходства, а в конце 1912 г. там были построены дома для эмигрантов на 768 человек, в которых можно было бесплатно проживать в течение 5 дней, а в последующие дни по 25 коп. за сутки. С 2000-х годов в здании бывшей Главной конторы пароходства располагается Курземский окружной суд, а эмигрантские дома, служившие в советское время как «Школа связи ВМФ», по решению городских властей были снесены в 2016 году.[3]

В 1900 году «Русское Восточно-Азиатское Oбщество» открыло регулярное пассажирское сообщение на трансатлантической «Русско-американской линии». Линию обслуживали как закупленные у Восточно-Азиатской компании пароходы: «Митава» (до 1908 года — «Бирма») (1894), «Двинск[англ.]» (1897), так и специально построенные для данной линии[4]: «Россия[англ.]» (1908), «Курск[англ.]» (1910)[5], «Царь» (1912) и «Царица[англ.]» (1915)[6][7].

На линии Либава-Нью-Йорк общество перевозило до 60 тыс. пассажиров в год, билет до Нью-Йорка в первом классе стоил 170 рублей, во втором — 135, в эмигрантском — 85; за ребёнка от одного года до 12 лет плата составляла 42 рубля; за грудного ребёнка — 5 рублей.

В период 1906—1908 гг. на линии Либава-Нью Йорк конкурентом «Русско-американской линии» был полугосударственный Добровольный флот, который открыл пассажирскую линию по тому же маршруту, а после ухода «Добровольного флота» основным соперником общества стало «Русское Северо-Западное Пароходство»[9], которое доставляло пассажиров за океан через Англию в сотрудничестве с Cunard Line.