Центральная железнодорожная магистраль (Польша)


Центральная железнодорожная магистраль (пол. Centralna Magistrala Kolejowa, CMK), известная также как Железная дорога № 4 (пол. Linia kolejowa numer 4), — железнодорожная линия длиной 224 километра, соединяющая город Заверце на юге Польши с Гродзиск-Мазовецким в пригороде Варшавы.

Центральная железнодорожная магистраль была построена в период с 1971 по 1977 годы и изначально предназначалась для перевозки угля из Верхней Силезии и Домбровского угольного бассейна в порты Труймясто. По первоначальному замыслу она должна была начинаться в Заверце и заканчиваться в Тчеве или Гданьске, однако экономический кризис середины 1970-х годов в Польше изменил эти планы, и из–за нехватки денег линию было решено проложить до Гродзиск-Мазовецкого, где она соединилась с уже существовавшей Варшаво-Венской железной дорогой[1]. В 1979—1980 годах оба пути магистрали были электрифицированы[2].

Идея создания прямого железнодорожного сообщения между Верхней Силезией и Варшавой была впервые предложена профессором Александром Васютинским в 1920-х годах[3]. Он отметил, что Варшаво-Венская железная дорога, которая идёт в Варшаву через Заверце, Мышкув, Ченстохову, Радомско, Пётркув-Трыбунальски, Колюшки и Скерневице, не может справиться со всеми пассажирскими и грузовыми перевозками между двумя промышленными центрами вновь созданной страны. Однако эта идея была отклонена, после того как правительством была возведена Угольная магистраль.

В конце 1950-х годов польские власти вновь обратили своё внимание на концепцию Васютинского, но пришли к выводу, что электрификации железной дороги Варшава—Вена должно быть достаточно для удовлетворения потребностей возросшего траффика. Завершённая в 1957 году электрификация этой дороги позволила увеличить объём перевозок примерно на 25 %[4], однако этого всё ещё было недостаточно. В 1970 году рассматривалась возможность добавления новых путей к существующим, однако от этого довольно быстро отказались, и идея строительства совершенно новой линии была возрождена. Линия планировалась двухпутной высокоскоростной, предназначенной для перевозки как скорых пассажирских поездов, так и тяжёлых грузовых. Планировалось строительство нескольких путепроводов, чтобы избежать пересечения с дорогами; максимальная скорость для пассажирских поездов должна была составить 250 км/ч, а максимальный вес для грузовых поездов — до 5000 тонн брутто[1].