Центральная кольцевая автомобильная дорога


Центральная кольцевая автомобильная дорога А-113 (сокращённо ЦКАД) — платная скоростная кольцевая магистраль, проходящая в основном по территории Московской области и на участке длиной 22 км по территории Новой Москвы. Основное назначение ЦКАД — разгрузка федеральных дорог и МКАД путём перераспределения транзитного потока автотранспорта в обход Москвы[1][2].

Представляет собой четырёхполосную дорогу с перспективой расширения до 6--8 полос, с расчётной скоростью движения 140 км/ч и максимальной разрешенной 110 км/ч на платных участках. Состоит из замкнутого кольцевого участка вокруг Москвы длиной 336,5 км и пока не построенного ответвления от западной части кольца, начинающегося неподалёку от Троицка и заканчивающегося у Московского большого кольца восточнее Клина (пусковой комплекс № 2)[3]. После ввода в эксплуатацию второго пускового комплекса общая длина ЦКАД составит около 530 км[4][5]. Проезд по новой автомагистрали платный — 4,8 руб./км, за исключением бесплатного для проезда западного участка.Перейти к разделу «Стоимость проезда»

Разработка проекта велась с начала 2000-х годовПерейти к разделу «История». Стоимость проекта неоднократно менялась в бо́льшую сторону и на 2020 год для построенного кольцевого участка составила 341,2 млрд руб.Перейти к разделу «Стоимость строительства» Строительство кольцевой части ЦКАД завершено в 2021 году.Перейти к разделу «Хронология строительства»

К началу 2000-х годов из-за возросших транзитных и местных автомобильных потоков начала исчерпываться пропускная способность основных кольцевых дорог Москвы и Подмосковья — Московской кольцевой автомобильной дороги, Московского малого кольца и Московского большого кольца. Последние две дороги проходят через населённые пункты, поэтому их расширение на всём протяжении было невозможно, в связи с чем было запланировано строительство новой автомагистрали вокруг Москвы[6]. В 2001 году вопрос о необходимости строительства новой кольцевой дороги был поднят в федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002—2010)»[7]. В 2003 году правительством Московской области было принято постановление «Об утверждении основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области»[8], в котором первоочередной задачей по развитию транспортной сети в регионе утверждалось строительство ЦКАД[6]. Старт строительства планировался на 2009—2010 года, однако несколько раз переносился, и фактически строительные работы были начаты лишь в 2016 году. За время реализации проекта сроки неоднократно сдвигались. Строительство кольца вокруг Москвы завершено в 2021 году.