Цикличность


Концепция о цикличности времени была сформирована в Древнем Египте. Символом вечного движения и возрождения жизни был жук-скарабей. Оттуда представление о цикличности проникли в Древнюю Грецию и были развиты в учениях пифагорейцев и стоиков. Пифагорейцы связывали цикличность, то есть существование временны́х отрезков равной длины, с мировой гармонией.

Концепцию вечного возвращения разрабатывали в XVII веке — Томас Браун в книге Religio Medici (1643), в XIX веке — Артур Шопенгауэр, одним из источников философии которого были Упанишады, и Фридрих Ницше в произведениях «Весёлая наука» (ч. IV, § 341), «Так говорил Заратустра» (ч. III, раздел «О призраке и загадке», § 2; ч. III, раздел «Выздоравливающий») и «По ту сторону добра и зла» (гл. 3, § 56).

Фридрих Ницше во многих своих трудах писал о вечном возвращении. В одном из таких сочинений Ницше утверждает, что у мира нет смысла или цели, ибо если бы они были, то они были бы уже достигнуты[1]. По мнению Ницше, только сверхчеловек мог бы принять вечное возвращение, так как сверхчеловек любит жизнь.

Сансара отражает бесконечность круга перерождений и поиска освобождения, часто обозначается колесом жизни или бхавачакрой.

Иногда «Вечное время» изображают в виде змея Ананта-шеши[2]. Согласно «Бхагавата-пуране», Шеша — это аватара Бога[3], также известная по имени Санкаршана. В Пуранах описывается, что Шеша поддерживает на колпаках своих голов все планеты Вселенной и постоянно занят воспеванием славы и имён Вишну своими бесчисленными устами.

Ананта-шешу обычно изображают как гигантского змея, свернувшегося кольцами в космическом пространстве или плавающего в водах причинного вселенского океана. Его кольца выступают как место отдыха для Вишну и его вечной супруги Лакшми. Его изображают пятиголовым, семиголовым, и наиболее часто — с множеством голов, на каждой из которых он носит разукрашенную драгоценными камнями и узорами корону.