Сверхчеловек


Сверхчелове́к (нем. Übermensch, немецкое произношение: [ˈʔyːbɐmɛnʃ]) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра»[1], для обозначения существа, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с гипотезой Фридриха Ницше закономерным этапом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творец, могущественная воля которого задаёт вектор исторического развития.

Антиподом сверхчеловека Ницше считает образ последнего человека, такого, который устал от жизни, отвергает риск и ищет только лишь комфорт и безопасность. В обществе последних людей нет больше различий между правителем и подданными, сильными и слабыми, выдающимися и посредственными. Социальные конфликты и проблемы сведены к минимуму. Каждый человек живёт одинаковой жизнью и пребывает в «поверхностной» гармонии.

Самое раннее упоминание слова Сверхчеловек известно как "hyperanthropos" и было использовано еще в I веке до н. э. Дионисием Галикарнасским. Лукиан использовал этот термин во II веке нашей эры, хотя и для насмешки над великими мастерами мира, которые в царстве мертвых будут уменьшены до своих естественных размеров. На немецком языке понятие Übermensch впервые появилось в письме Германа Рааба, провинциала саксонской доминиканской провинции, в 1527 году, где оно является чем-то вроде ругательства для обозначения "лютеран", которые рассматривают Царство Божье в чисто духовных терминах.[2]

Сверхчеловек играет центральную роль в Божественной комедии Данте Алигьери. Гапакс transumanar (неологизм Данте, от латинского trans — "через", "над [...]" и umano — "человек", но как глагол (здесь) "сверхчеловек") становится основным мотивом, особенно в "Раю" (упоминается в Песне I, 70). Аналогии можно найти и в роковом обожествлении Главка. В "Метаморфозах" Овидия (7, 219; 13, 898 — 14, 74) Главк был смертным рыбаком, который случайно обнаружил волшебную траву, сделавшую его бессмертным после употребления в пищу. Однако у него выросли грудные и хвостовые плавники, а руки и ноги регрессировали — это вынудило его навсегда остаться в море.[3] В творчестве Данте Сверхчеловек означает не что иное, как "статус человека, оставляющего позади условия своего существования на пути к божественному". Однако в конкретном выражении это означает, что обычный человек (в отличие от странника Данте) испытает Сверхчеловеческое не в этом мире, а только в загробной жизни.[4]