ЧМЭ2


Тепловоз ЧМЭ2 — чехословацкий маневровый тепловоз с электрической передачей с осевой формулой 20−20.

В 1957 году чехословацкие заводы «ЧКД» начали выпускать маневровые тепловозы с электрической передачей, получившие на железных дорогах Чехословакии обозначение серии Т 435.0. В 1958 году Советский Союз приобрёл два первых опытных тепловоза данного типа. На приобретённых экземплярах была установлена автосцепка и максимальная скорость увеличена с 60 до 70 км/ч. Тепловозы получили обозначение ЧМЭ2 № 001 и 002 (чехословацкие маневровые с электрической передачей, 2-й тип; под 1-м типом подразумевался тепловоз серии ВМЭ1, поставлявшийся из Венгрии).

В 1959 году в СССР прошли испытания, в ходе которых были внесены предложения по улучшению конструкции — повышению экономичности дизеля, обеспечению длительной работы тепловоза с полной мощностью дизеля при скорости ниже 10 км/ч и повышению сцепного веса до 72 т.

В 1959—1960 годах на железные дороги Советского Союза поступали тепловозы ЧМЭ2, у которых сцепной вес был доведён до 64 т (конструктивный вес - 60 т) и соответственно повышена сила тяги, ограниченная сцеплением.

Начиная с тепловоза № 063 в конструкцию локомотива был внесён ряд изменений: увеличены габариты тепловоза, усилена рама (были замечены трещины), незначительно изменена компоновка с целью облегчения обслуживания локомотива, доработана система охлаждения, увеличен объём топливных баков. Впоследствии вносились и другие изменения.

Тепловозы ЧМЭ2 строились до 1965 года включительно, всего было построено 522 секции. Основная часть тепловозов в Советском Союзе была исключена из инвентаря в период 1986—1988 годов. Несколько экземпляров до сих пор эксплуатируются предприятиями.[1]