Чайные гонки


Ча́йные го́нки — гонки кли́перов с грузом чая по торговому пути из Китая в Англию и с грузом опиума из Англии в Китай.

Основным товаром, сулившим купцам немалые прибыли, был китайский чай. Перевозимый на старых судах, он иногда находился в пути по 12 месяцев, отсыревая и пропитываясь запахами трюма, плесневея и протухая, из-за чего он терял в качестве и его цена падала.

В 1834 году Ост-Индская компания потеряла монополию на торговлю с Китаем. В 1849 году было отменено действие кромвелевского Навигационного акта. И в том же году в первом же рейсе в Гонконг американский клипер «Ориентал» на обратный путь затратил 81 день. В следующем году — 80 дней. После этого английские купцы зафрахтовали его на перевозку чая в Лондон. В 1850 году на выполнение этого перехода клипер затратил 97 суток. На верфи в Блэкуолле с него сняли мерку (пример промышленного шпионажа).

Уже в следующем году с шотландской судостроительной верфи Худа в Абердине (Великобритания, Шотландия), вдогонку американцам сошли клиперы: «Сторнэуэй» и «Кризелайт». В 1852 году с верфи Грина в Блэкуолле сошёл клипер «Челленджер», построенный по чертежам, разработанным на базе мерок с «Ориентала».

«Гончие псы океана» — такое прозвище на Британских островах получили клипера́, которые доставляли грузы из Китая за три-четыре месяца[1].

Количественно американский кли́перный флот ещё долгое время превосходил английский и в течение ещё нескольких лет на долю американских судов доставалась большая прибыль (англичанам приходилось фрахтовать американские суда).