Клипер (судно)


Кли́пер (от англ. clipper — «стригущий» или нидерл. klipper) — парусное или парусно-паровое торговое, реже военное судно XIX и XX века с развитым парусным вооружением и особыми, острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса, как правило, — трёхмачтовое судно (морские суда подобного класса существуют и строятся и в настоящее время).

Первоначально, клиперы были парусными, впоследствии их стали снабжать паровым двигателем (парусно-винтовой клипер)[1]. В эпоху вершины своего развития клиперы имели от 2 и (в отдельных случаях) до 5 мачт парусного вооружения.

Первые клиперы появились в США. За их мореходные и скоростные качества клиперы называли «винджаммерами» (англ. windjammer — буквально «выжиматель ветра»).

Парусные клиперы были самыми совершенными и быстроходными судами своего времени, так как их корпуса строились с бóльшим отношением длины к ширине (L:B), достигавшим 7:1, в результате чего они имели — по сравнению с другими типами современных им судов, — более совершенные, острые и плавные обводы[2].

Купеческие, то есть коммерческие, торговые клиперы, занимавшиеся перевозкой чая из Китая, назывались «чайными клиперами»,[3] перевозившие шерсть из Австралии — «шерстяными клиперами».

В конце XVIII — начале XIX веков стапели английских и североамериканских судостроительных верфей начали покидать мощные торговые и военные бриги, близкие к ним бригантины, а также шхуны.