Винджаммер


Винджа́ммер (англ. windjammer — буквально «выжиматель ветра») — последнее поколение крупных коммерческих парусников, появившееся в конце XIX века на основе достижений промышленной революции. Стальной рангоут позволил этим судам получить огромные, по сравнению с парусниками предыдущих поколений, размеры (длина винджаммеров достигала 100—140 м) с увеличенной в 3—4 раза грузоподъёмностью; стальные мачты позволили поднять паруса на бо́льшую высоту и увеличить парусность, максимально использовав её даже в сильный кормовой ветер.

Появлению их предшествовал тот факт, что в 1870-90-х гг. пароходы стали достаточно экономичны, чтобы вытеснить парусники с внутриевропейских линий, но дальние маршруты оставались им неподвластны (для этого была необходима промежуточная бункеровка, процедура достаточно долгая и недешёвая, ведь для этого требовалось содержать сеть промежуточных угольных станций); также открытие Суэцкого и Панамского каналов (которые парусники были не в состоянии проходить самостоятельно) — нанесло существенный удар по парусному флоту — парусники вставали на прикол или шли на слом. Конкурировать с паровым флотом они могли только при перевозке больших партий малоценного/специфического груза на большие расстояния, но для этого требовалось увеличить размеры судов.[1]

Винджаммеры использовали все новинки судостроения того времени, прежде всего применение железа и стали. Это позволило инженерам реализовать все требования гидродинамики — корабли стали больше и имели большее удлинение корпусов, в результате чего сильно выросла их средняя скорость, оставив позади прежних быстроходов — «чайные клиперы» (впрочем, в США, богатых лесом, также продолжали использовать дерево при постройке — например, на 6-мачтовой шхуне «Вайоминг»). Длина винджаммеров достигала 100—140 м, а водоизмещение — 4-10 тыс. тонн.

Кроме стальных корпусов винджаммеры получили также стальные мачты, позволившие поднять паруса на большую высоту и увеличить площадь парусности. Более длинные корпуса позволяли устанавливать больше мачт — от трёх до четырёх и более. Наибольшим количеством обладала американская шхуна «Томас Лоусон», имевшая сразу семь мачт. С целью облегчения работы с парусами их стали делить надвое, с соответствующим обозначением «верхний» и «нижний». В начале XX века работа с парусами начала осуществляться при помощи лебёдок, с паровым или электрическим приводом.

Вооружались винджаммеры, как правило, барками, но бывали и отступления — прямое вооружение на всех мачтах («Пруссия»), а также шхуны (в США).

Также винджаммеры получили и паровые машины, не сделавшие их, однако, пароходами — машины были маломощными и служили вспомогательным двигателем на случай штиля. К тому же не все судовладельцы соглашались с дополнительными тратами, связанными с эксплуатацией паровых машин на парусниках.