Томас У. Лоусон (шхуна)


Шхуна «Томас У. Лоусон» (англ. Thomas W. Lawson) — шхуна, винджаммер, единственное семимачтовое парусное судно в мире. Было спущено на воду со стапелей «Фор Ривер» г. Куинси (штат Массачусетс) в 1902 году.

Названа в честь американского бизнесмена и писателя Томаса У. Лоусона[англ.], автора романа «Пятница, 13-е число». Так совпало, что шхуна погибла именно в пятницу 13 декабря 1907 года.

Известный судовладелец Джон Кроули, глава «Коствайс Транспортейшн» (Coastwise Transportation Company) в Бостоне, США, имел огромное желание создать самый большой парусник во всём мире, вследствие чего был вдохновителем и автором идеи постройки данного гиганта.

Валовая вместимость шхуны «Томас У. Лоусон» составила 5,218 (брт), что на 137 (брт) было больше, чем у пятимачтового винджаммера «Preußen», которого ввели в эксплуатацию буквально за несколько месяцев до шхуны-гиганта.

Шхуна «Томас У. Лоусон», как и многие другие винджаммеры того периода, использовался для перевозки сыпучих грузов, угля. Корпус парусника имел двойное дно, что позволяло ему брать в качестве балласта до 1700 тонн воды. Учитывая огромный вес и высоту каждой из мачт, их продолжением служили деревянные стеньги, каждая высотой 17 метров. Экипаж в 16 человек относительно легко управлял парусником, учитывая, что его труд несколько облегчался различными приспособлениями и механизмами. Шхуна вдобавок к парусному вооружению была оснащена паровой рулевой установкой, электрическим обеспечением, парусными лебёдками.

Практически всё время парусник эксплуатировался на одной линии и перевёз не одну тысячу тонн угля и других сыпучих грузов между США и Канадой. Однако в 1907 году он был зафрахтован одной нефтяной компанией для перевозки нефтепродуктов через Атлантический океан. Судно с полными трюмами бочек с нефтепродуктами отправилось в свой первый и трагически последний трансатлантический вояж из Филадельфии 19 ноября 1907 г.