Шхуна


Шху́на[1] (шку́на[1], шкуна́рка[1]) (от нидерл. sсhоenеr[2]) — тип парусника, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах[3]. По типу парусного снаряжения шхуны делят на гáфельные, берму́дские, стáксельные, мáрсельные и брáмсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и ещё одним дополнительным прямым парусом — брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Шхуны имели небольшую осадку, что позволяло ходить даже на мелководье.

Главное отличие двухмачтовой шхуны от других типов парусного вооружения — расположение грот-мачты — самой высокой мачты судна. В случае парусного вооружения этого типа, грот-мачта располагается ближе к корме для того, чтобы особенно в случае с гафельным вооружением, карнаги-штаг, соединяющий фок- и грот-мачты, шёл немного вверх и не мешал гафелю фок-мачты.

Шхуна очень хорошо ходит при боковом ветре и под острым углом к ветру, у неё намного меньше снастей в бегучем такелаже, чем у судна с прямым парусным вооружением, проще устройство оснастки, что позволяло существенно уменьшить команду. Все работы с парусами производили с палубы, в то время, как на судне с прямыми парусами для их подъёма и спуска большому числу людей необходимо взбираться на мачты. Однако при попутном ветре шхуна существенно уступает судам с прямыми парусами и становится «рыскливой». Тем не менее, в последнее столетие массового использования парусников преимущества шхуны в отношении снижения числа и умения экипажа оказались более чувствительными из-за стремления судовладельцев снизить стоимость перевозки грузов в условиях конкуренции с пароходами, поэтому конец XIX и начало XX веков стали периодом расцвета шхуны, именно тогда были построены гигантские суда с этим типом парусного вооружения, вроде «Томас У. Лоусон» (1902 год, см. ниже).

Первые суда со шхунным такелажем появились ещё в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В XVII—XVIII веках были основными кораблями пиратов в Карибском море. В период расцвета только на Великих озёрах между США и Канадой курсировало до двух тысяч шхун[источник не указан 3910 дней].