Гафель


Гáфель (от нидерл. gaffel, буквально — «вилы», в другом источнике — вила[1]) — половинчатый рей (полурей), упирающийся развилиной в мачту, по которой подымается гарделью (карделью), а конец (нок) вздергивается топенантом[2], наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в неё пяткой.

При корабельном вооружении гафель как часть рангоута[3] парусного судна, служащая для натягивания косого паруса[4], бывает только на бизань-мачте, а при люгерном, на всех мачтах корабля. Гафель становится вдоль судна и закидывается, когда нужно, вбок; иногда по нижней кромке паруса идет такой же полурей, называемый гик.

Гафель служит для растягивания по нему верхней кромки (шкаторины) косых четырёхугольных парусов — триселей, а также крепления шкотовых углов топселей. На малых судах и шлюпках с косыми парусами гафель служит для крепления фока и грота. На гафель также поднимают сигналы и иногда флаг.

Гафель получает дополнительное название в зависимости от названия паруса[5], например, «фока-гафель», «бизань-гафель». Пятка гафеля снабжается усами, охватывающими мачту, концы которых стягиваются бейфутом. Пятка гафеля поднимается до места гафель-гарделью[6] (№ 7 на схеме), а необходимый угол наклона придаётся с помощью дирик-фала (№ 6 на схеме). Длинные и тяжёлые гафели снабжаются эринс-бакштагами — снастями, закрепляемыми за нок и проведёнными к фальшбортам[7], которые удерживают гафель в нужном положении при убранных парусах.