Люгер


Лю́гер (лю́ггер) (от англ. lugger[1], нем. Lugger, фр. lougre) — двух-, иногда трёхмачтовое каботажное парусное судно.

Отличительным качеством люгеров была быстроходность. В связи с этим их часто использовали для перевозки контрабандных грузов через Ла-Манш[2].

Родиной люгеров была Бретань. В XVIII веке двухмачтовые люгеры называли «шасс-марé» (chasse-marée — «охотники за приливами») и использовали их, преимущественно, французские моряки[2]. Эти суда имели круглую корму, не имели палубы и их длина не превышала 15 метров. На обеих мачтах «шасс-маре» находилось только по одному люгерному (рейковому) парусу. На месте соединения киля с форштевнем располагалась фок-мачта, а грот-мачта, находившаяся в середине корпуса судна, была сильно наклонена назад. «Шасс-маре» бушприта не имели[3].

Трёхмачтовые люгеры имели немного другую конструкцию. Третью мачту ставили на корме, за которую выдавался гик. Бушприт был расположен почти горизонтально. Трёхмачтовые люгеры имели палубу, транцевую корму и несли несколько парусов. В парусном вооружении военных люгеров наряду с люгерными парусами и марселями имелись также брамсели, ставимые на «летучее» удлинение столбового топа мачты, а также 1—3 стакселя[3].

В составе Российского императорского флота суда данного типа состояли в первой половине XIX века и использовали по большей части для посыльной службы. Большая часть люгеров, входивших в состав флота, были либо построены, либо переоборудованы из других типов судов в России, а один из люгеров был приобретён в Англии[4][5][6].