Бушприт


Бу́шприт (бу́гшприт[1], бугсприт, боусприт, бухсприт, буксприт, бушприт, букшприт, бухшприт, бугшприт[2], нидерл. boegspriet, от boeg — «нос», spriet — «пика, вертел») — горизонтальное либо наклонное рангоутное дерево, выступающее вперёд с носа парусника[3].

Бушприт предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна (корабля). К бушприту крепят стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов (кливеров и стакселей).

На больших парусниках бушприт делают составным — продолжением бушприта является утлегарь, а продолжением утлегаря — бом-утлегарь. Задний конец бушприта называют «шпор», как у мачты. Передний — нок, как у гика, гафеля или рея. Угол возвышения бушприта обычно составляет от 30° до 36°.

Бушприт раскрепляют тросовыми бакштагами, проводимыми через специальные распорки — блинда-гафели к бортам судна, и ватер-штагами, идущими к форштевню через мартин-гики. Непосредственно на носу судна бушприт крепят при помощи мощного найтова или ватер-вулинга. На больших современных парусных судах вместо тросовых вулингов устанавливают металлические бугели.

Бушприт имеет следующий стоячий такелаж: ватер-штаг и ватер-бакштаги[4]. Ватер-штаг соединяет его нок с форштевнем[4]. Ватер-бакштаги соединяют нок с бортами судна[4].