Устройство паруса


Парус любого парусника — это сложное техническое сооружение; части и элементы паруса имеют свои названия.

В треугольном парусе верхний угол называется «фаловым». К нему крепят фал для подъёма паруса. Из двух нижних углов передний называется «галсовым», а задний — «шкотовым».

В гафельном парусе нижние углы называются так же, как у треугольного. Верхний передний угол называется обычно «фаловым», задний верхний — «нок-бензельным».

Галсовый угол жёстко закреплён в какой-либо точке (на вертлюге гика для грота или на палубе для стакселя). Шкотовый угол может перемещаться и устанавливается в зависимости от галса.

У прямого паруса нижние углы называют «брасовым» (наветренный) и «шкотовым» (подветренным). При смене галса эти углы (равно как и шкот с брасом) меняются названиями.

Так называют кромку (край) паруса, обшиваемую тросом для того, чтобы парус не разрывался[1][2]. В зависимости от формы паруса у него может быть от трёх до пяти шкаторин. Как правило, шкаторина треугольного или гафельного паруса, проходящая между фаловым и галсовым углом, называется «передней». Передней шкаториной треугольный парус крепится к рангоуту или такелажу.