Фальшборт


Фа́льшборт (от нем. Falschbord[1]; англ. bulwark) — ограждение по краям наружной палубы судна, корабля или другого плавучего средства, представляющее собой сплошную стену без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом), швартовки, клюза и прочими. Это конструкция из дерева или стальных листов с подпирающим набором (в зависимости из какого материала строилось плавучее средство).

Аналогичную конструкцию в носовой оконечности называют «козырьком» или «козырьком фальшборта», если нос судна с уклоном и фальшборт в носовой части судна изготовлен с уклоном наружу (как продолжение корпуса судна) для улучшения мореходных качеств судна.

Высокий фальшборт — обозначение фальшборта (металлической перекладины на краю палубы, предназначенной для безопасного передвижения по поверхности судна) высота которой составляет непривычные 3-5 метров. Некоторые суда оборудованы более высокими стенами на баке либо корме. Обычно такие суда часто встречаются в северных морях, где скорость ветра слишком высока для удобного и продуктивного крепления концов (швартовки).

Стальные листы фальшборта привариваются к вертикальным стойкам для жёсткости. Если фальшборт имеет просвет, то стойки, которые приварены (сваркой) к палубе, выполняют также и поддерживающую роль.

Сверху фальшборта укрепляется горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом), который называется планширем.

Высота фальшборта — 0,9-1,2 метра, но на малых катерах, буксирах и прочих малых судах бывает и меньше. Иногда фальшборт может быть и больше человеческого роста в связи с конструктивной необходимостью для повышения безопасности и так далее.