Клюз


Клюз (от нидерл. kluis) — круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное литой рамой или металлическим прутом, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи (каната), швартовных концов или буксирного каната.

В других источниках указано что Клюз м. морс. круглая дыра в носу корабля, обитая свинцом или медью, в которую проходит якорный канат; обычно по четыре клюза[1], и отверстия в палубах и борту корабля для прохода цепных канатов[2] или другой снасти[3]. На начало XX столетия в отверстие (клюз) вставлялась чугунная (стальная[4]) труба, чтобы канат не истирался[3].

На парусных судах «клюзом» называют сквозные продолговатые или круглые отверстия, служащие для проводки кабельтов или якорных цепей. По назначению и месту расположения клюзы называют: в носу — «канатными», посередине судна (миделе) — «буксирными», на корме — «кормовыми» или «шпринговыми». Втулка или затычка для клюзовКлюзса́к[1], ранее мешки с пенькой, которыми закрывались клюзы, чтобы через них не попадала в палубу вода — Клюзные саки[3].

Клюз швартовный (англ. mooring pipe) — клюз, служащий для пропускания троса, устанавливаемый на борту судна, например в фальшборте. Швартовный клюз может иметь более сложную конструкцию — трос касается только вращающихся роульсов (универсальный клюз) или шкивов, укреплённых в поворотной обойме, которая ориентируется под действием натяжения троса в нужном направлении (автоматический клюз).

Клюз палубный (англ. chain pipe), Палубные клюзы[4] — отверстие в палубе с чугунной или стальной рамой для пропуска якорной цепи с верхней палубы или из палубы бака в цепной ящик. Отверстия палубных клюзов закрываются специальной металлической крышкой, которая называется клюзовой крышкой.

Клюз якорный (англ. hawse hole), Якорные клюзы[3] — специальная литая стальная или чугунная труба, пропущенная через палубу сквозь борт судна (нос или корму в диаметральной плоскости).