Чанчунь


Чанчу́нь (кит. упр. 长春, пиньинь Chángchūn) — город субпровинциального значения в провинции Гирин КНР, место пребывания властей провинции.

В 1800 году в этих местах был образован «Чанчуньский комиссариат» (кит. трад. 長春廳, упр. 长春厅). В 1825 году границы комиссариата были расширены. В местных хрониках сказано: «У местных торговцев лавки широкие (куань), поэтому вместо двух иероглифов Чанчунь часто пишут только один иероглиф — куань». В результате тогдашний Чанчунь был больше известен как Куаньчэнцзы (кит. трад. 寬城子, упр. 宽城子, буквально: «широкий город»). В 1889 году Чанчуньский комиссариат был повышен до статуса Чанчуньской управы (кит. трад. 長春府, упр. 长春府).

Рост города начался в связи со строительством южной ветви (Харбин — Порт-Артур (Люйшунь))Китайско-Восточной железной дороги. Железная дорога пришла сюда в мае 1898 года. Железнодорожная станция была выстроена севернее городка Куаньчэнцзы (современный район Наньгуань), и получила такое же название. В районе железнодорожной станции начал развиваться современный город, который со временем и стали называть Куаньчэнцзы (современный район Куаньчэн), а старый Куаньчэнцзы стали называть Чанчунем по названию управы.

Русское поселение находилось отдельно и насчитывало 3 тыс. человек. Во время Боксёрского восстания 1900 года город был подожжён, разрушено несколько зданий. После этого возле западной стены был поставлен военный лагерь[2].

После поражения России в войне с Японией по Портсмутскому мирному договору Чанчунь попал в зону контроля Японии и стал одним из основных центров японского присутствия в южной Маньчжурии.

Железная дорога от Чанчуня на юг была также передана Японии, образовав Южно-Манчжурскую железную дорогу (ЮМЖД); от Куаньчэнцзы начиналась находившаяся под российским контролем КВЖД. Из-за разницы в ширине колеи, в городе работало большое количество носильщиков между двумя станциями.