Часослов Этьена Шевалье


«Часосло́в Этье́на Шевалье́» (фр. Heures d'Étienne Chevalier) — иллюминированный манускрипт, созданный первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 14521460 годов по заказу Этьена Шевалье.

Часослов носит имя своего владельца, Этьена Шевалье (ок. 1410—1474), который начал свою карьеру, пользуясь покровительством королевской фаворитки Агнессы Сорель. Был государственным деятелем (секретарём, финансовым советником, королевским казначеем, впоследствии — дипломатом) при дворе короля Карла VII и его сына, Людовика XI.

Шевалье также выступал заказчиком знаменитого «Меленского диптиха» (1450), на правой створке которого Жан Фуке изобразил в образе Мадонны, предположительно, Агнес Сорель. Изображения заказчика можно найти в обеих работах. В развороте «Часослова» с предстоянием донатора Мадонне художник использует те же композиционные идеи, что и в диптихе, лишь перетолковывая некоторые идеи. Портрет Шевалье повторён практически один в один, его святой покровитель здесь несколько позади него и с другой стороны. Он слегка касается плеча Шевалье, в знак участия или поддержки. Ангелы на заднем плане изображены в виде играющих музыкантов. Богоматерь, сидящая на троне, уже не похожа на Агнес Сорель, но также изображена с обнажённой грудью, которую она даёт младенцу. В отличие от диптиха, на миниатюре из «Часослова» Этьен Шевалье изображён в одном помещении с Богородицей. Возможно, Фуке хотел показать, что Шевалье уже достиг Царствия Небесного — таким способом чествуя своего благотворителя.

Другая миниатюра изображает похороны Шевалье. Считается, что Фуке изобразил их ещё при жизни заказчика, предвосхищая то самое событие, благодаря которому он сможет предстоять Мадонне.

Вероятно, книга хранилась в семье потомков Шевалье до конца XVII века: последний прямой наследник в роду, политик и библиофил Николя Шевалье[фр.] (1562—1630), оставил свою библиотеку родственнику по боковой линии, маркизу де Мезон[фр.]. Возможно, что решение распродать миниатюры по отдельности было принято в начале XVIII века: известно, что коллекционер и антиквар Роже де Геньер[фр.] (1642—1715), скопировавший фигуры Карла VII из «Поклонения волхвов» и Этьена Шевалье из «Предстояния Мадонне», видел книгу ещё целиком. Бернар де Монфокон, включивший его рисунки в свой труд «Памятники французской монархии» (1731), называл книгу утраченной.