Чебан, Тамара Савельевна


Тама́ра Саве́льевна Чеба́н (урождённая Тарату́нская, рум. Tamara Ciobanu; 22 ноября (5 декабря1914, Березложи, Оргеевский уезд, Бессарабская губерния — 23 октября 1990, Кишинёв) — молдавская, советская певица (сопрано), исполнительница молдавских народных песен, педагог. Народная артистка СССР (1960). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).

Тамара Чебан родилась 22 ноября (5 декабря1914 года[1] (по другим источникам — 9 (22) октября 1914 года[2]) в селе Березложи (ныне в Оргеевском районе Республики Молдова) в семье крестьян Савелия Павловича Таратунского (1888—1945)[3], уроженца хутора Сирбинка Черноморской губернии, и Александры Петровны Таратунской (в девичестве Батыр, 1895—1945)[4].

В 1932 году окончила женский лицей «Принцесса Дадиани» в Кишинёве (по другим источникам — гимназию «Regina Maria»[5]), затем Школу фельдшеров (19361938). Пела в качестве певицы-сопрано в архиерейском хоре Кафедрального собора Кишинёва под управлением М. Березовского. Брала частные уроки по вокалу у А. П. Антоновского, А. Дическу, Г. Афанасиу. В течение 19381940 годов также изучала музыку в частной Кишинёвской консерватории «Municipal». В 1940 году, уже работая медсестрой, поступила в Кишинёвскую консерваторию (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) в класс Л. Я. Липковской.

Во время войны по мобилизации уехала в Саратов, где, работая в госпитале, занималась по классу вокала в Саратовской консерватории (1941—1944) у Г. Я. Белоцерковского и А. М. Пасхаловой. В эти же годы начала артистическую карьеру как солистка на радио города, пела в концертах, выступала в воинских частях, перед ранеными, начала сотрудничать с украинской хоровой капеллой «Думка».

Вернувшись после освобождения города в Кишинёв, при содействии ректора Кишинёвской консерватории Д. Г. Гершфельда продолжила прерванное войной музыкальное образование и в 1946 году окончила консерваторию по классу пения у Л. О. Бабич.

В 1945—1951 годах пела в Кишинёвской оперной студии, которой руководил дирижёр Б. С. Милютин, организованной композитором Д. Г. Гершфельдом при консерватории. На сцене дебютировала в 1946 году в партии Чио-Чио-сан в опере «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, которая наряду с партией Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского стали лучшими ролями в её исполнении. В эти же годы была солисткой Молдавского радио.