Ченслор, Ричард


Ри́чард Че́нслор или Че́нслер[3] (англ. Richard Chancellor; около 152110 ноября 1556) — английский мореплаватель, положивший начало торговым отношениям России с Англией.

Родился в Бристоле предположительно в 1521 году[4]. В юности воспитывался в поместье Пеншерст, доме влиятельного царедворца сэра Уильяма Сиднея  (англ.), вместе с его сыном Генри Сиднеем  (англ.)[5], компаньоном принца Эдуарда, будущего короля Эдуарда VI. Будучи незнатного происхождения, систематического образования, по-видимому, не получил, и своими познаниями в навигации, географии, астрономии и пр. обязан был знаменитому мореплавателю Себастьяну Каботу, а также известному ученому Джону Ди. В 1550 году участвовал в плавании Роджера Боденхема на барке «Aucher» в Средиземное море, на острова Хиос и Крит[6].

В 1551 году Себастьян Кабот и Джон Ди, совместно с известным географом Ричардом Хаклюйтом, при поддержке влиятельных вельмож, в частности, Джона Дадли герцога Нортумберлендского, основали в Лондоне «Компанию купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и доселе морским путем не посещаемых» (Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown)[8], занимавшуюся, в частности, поисками Северо-восточного морского пути.

Согласно господствовавшим в те годы в европейской географии ошибочным представлениям, из Европы в Китай возможно было попасть северным путем через реку Обь. В частности, австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1517 и 1526 годах, составил карту Сибири, на которой в верховьях Оби было показано огромное озеро, названное им «Китайским» (Kitai lacus), неподалёку от которого располагался город «Кумбалик» (Ханбалык), современный Пекин[9][10].

20 мая 1553 года[11] английский король Эдуард VI отправил на поиски северного пути в Индию и Китай через Северный Ледовитый океан три корабля, снаряжённых вышеназванной компанией, под начальством капитан-генерала сэра Хью Уиллоби: 160-тонный «Эдуард Благое Предприятие» («Edward Bonaventure»), 120-тонная «Добрая Надежда» («Bona Esperanza») и 90-тонное «Благое упование» («Bona Confidentia»)[12].

Не имевший, подобно Уиллоби, знатной и влиятельной родни, но обладавший немалыми познаниями в навигации, Ченслер назначен был капитаном одного из кораблей «Эдуард Бонавентура» по рекомендации Ричарда Хаклюйта (старшего)[13]. По другим данным, был выдвинут своим товарищем по детским играм лордом Генри Сиднеем[14].