Черемошники


В момент появления первых построек, на рубеже XIX—XX веков, здесь были заросли черёмухи, одним словом — черемошники, отсюда и название местности[1][2].

Первые пароходы на Томи доходили устья Ушайки только весной. В остальное время пассажиров высаживали «у Черемошинской пристани» (в районе нынешнего причала «Томлесдрева»). Именно здесь первоначально заканчивалась Томская ветвь Средне-Сибирской железной дороги. Для вывоза продукции, а также для перевалки грузов с железной дороги на речной транспорт и обратно здесь, на побережье реки возле Черемошниковской пристани, была обустроена конечная железнодорожная станция Черемошники[3], рядом с которой вырос небольшой посёлок, который так и называли — «Станция Черемошники». В современности, в этом районе города располагается открытая в 1958 году железнодорожная станция Томск-Грузовой.

Возле пристани также находился врачебно-питательный переселенческий пункт в котором обслуживались переселенцы прибывающие как по реке из Тюмени, так и по железной дороге[3].

В начале XX века в южной части района возникло несколько промышленных предприятий в числе которых: мельницы Фуксмана и Кухтерина, фабрика по производству карандашной дощечки и городская скотобойня.

В советское время здесь начали возводить Лесоперевалочный комбинат — ЛПК. К 1950-м годам его строители образовали шесть жилых посёлков, называемых: «1-й посёлок ЛПК», «2-й посёлок ЛПК» и т. д[1]. Вскоре в их названиях, вместо аббревиатуры «ЛПК», стали использовать слово «Черемошники», что было параллельным названием посёлков.

Район оставался традиционно промышленным. Здесь заработали заводы:химикофармацевтический, дрожжевой, шпалопропиточный, измерительной аппаратуры, хладокомбинат, мебельно-швейная фабрика и другие предприятия. В 1970-е годы сюда перенесён Томский завод резиновой обуви.


Железнодорожный вокзал станции Черемошники. Фото из книги 1899 года. Вследствие того, что местность, где располагалась станция периодический затопляло, балластная насыпь нижнего строения пути делалась галечно-булыжниковая с дополнительным укреплением деревянными клетками. Также, вокзал станции построен был на насыпи в виде усечённой пирамиды