Четыре беседы


Четыре беседы (Чахар-макале, перс. چهار مقاله‎) или Собрание редкостей (Маджма ан-навадир, مجمع‌ النوادر) — прозаический труд Низами Арузи Самарканди (XI—XII века) на персидском языке.

«Собрание редкостей», которое затем стало известно как «Четыре беседы», состоит из четырёх рассуждений («бесед») о четырёх различных предметах. Низами Арузи написал его в период между 550—552 годами хиджры (1155—1157 годы). Автор посвятил его принцу Абу-ль-Хасану Хусам ад-Дину Али из династии правителей Гура (Шансабаниды). К моменту написания «Четырёх бесед» Низами Арузи был на службе у этой династии на протяжении 45 лет[1].

Из текста произведения становится ясно, что автор мастерски владел прозой на персидском языке, обладал глубоким познанием о философских концепциях, был сведущ в астрономии и медицине, а также проявлял учёный интерес к биографиям авторов и библиографии. Ценность «Четырёх бесед» в том, что в ней содержатся сведения об исторических событиях и эпизодах из жизни известных учёных и литераторов. Так, историк Ибн Исфандийар позаимствовал из труда Низами Арузи сообщение о Махмуде Газневи и Фирдоуси и включил в свою «Историю Табаристана». Такие поздние авторы, как Хамдаллах Казвини, Доулатшах Самарканди, Гаффари Казвини и др. также опирались на сведения из «Четырёх бесед»[1]. Именно труд Низами Арузи стал источником самых ранних биографических сведений о Рудаки, Унсури, Фаррохи Систани, Амире Муиззи, Фирдоуси, Азраки[en], Рашиди Тебризи, Масуде Саде Салмане[en] и Омаре Хайяме. Его рассказ о встрече с Омаром Хайямом является единственным воспоминанием современника об этом поэте[2].

«Четыре беседы» являются одними из немногих образцов художественной прозы на персидском языке, которые были написаны до монгольского нашествия. Стройность композиции, динамичность языка и изящный стиль сделали «Четыре беседы» непревзойдённым образцом персидской прозаической литературы. По словам Мохаммада Казвини, равными ему могут быть только «Тарих-и Масуд» Байхаки, «Тазкират-уль-аулия» Аттара, «Гулистан» Саади, «Тарих-и гузиде» Хамдаллаха Казвини и «Муншаат» Каим Макама.

Благодаря своей популярности труд Низами Арузи был множество раз издан в Иране и др. странах. Первое критическое издание текста было подготовлено Мохаммадом Казвини и издано с его предисловием и примечаниями в Каире в 1327 году хиджры (1909/1910 год). Издание М. Казвини было пересмотрено Мухаммадом Муином (при участии других исследователей) и опубликовано с дополнительными комментариями, примечаниями, глоссарием и алфавитным указателем в Тегеране в 1957 году[1].