Чешме-йе-Али


Чешме-йе-Али (перс. چشمه علی‎, произн. Чэщмэ-йэ Али; досл. источник Али) — археологический памятник, находящийся в иранском городе Рей, южном пригороде современного Тегерана[1].

Древнее название этого источника — «сурини», что, вероятно, имеет отношение к названию одной из местных династий в эпоху Аршакидов и Сасанидов. Позднее источник получил свое название по первому шиитского имаму Али[2].

Природный источник Чещме-йе Али простирается примерно на 400 км в направлении с востока на запад. Локация, которая охватывает источник, возвышенность и непосредственно прилегающий район, находится на севере древнего Рея, то есть на юго-востоке современного Тегерана. От соседней горы Кух-е Сафаийе и крепости Ращкан он удален примерно на 300 м в сторону северо-запада, а его высота над уровнем моря составляет около 1070 м.

К открытым памятникам парфянского периода следует отнести важные здания, построенные из глиняного кирпича. Они представляют собою архитектурный комплекс состоял из центрального двора, окруженного домами, а немецкий археолог Э. Ф. Шмидт считает, что это — храм (возможно, зороастрийский храм огня). Он относит найденные там монеты к парфянскому периоду (III в. до н. э. — III в. н. э.). Внутри комплекса найдены монеты, относящиеся ко времени правления Митридата I (171—138 гг. до н. э.), Пакора II (78-105 гг. н. э.), а вне комплекса в том же археологическом слое есть около 500 медных монет из времени Митридата II (123-88 гг. до н. э.), Орода II (57-37 гг. до н. э.), Фраата IV (37-2 гг. до н. э.) и Вонона I (8-12 гг. н. э.). Также, найдены и зеленовато-голубые фрагменты посуды[3].

В Чещме-йе Али найдены и остатки раннеисламского города с ограниченным числом артефактов. Городские крепостные стены построены в соответствие с топографическими особенностями возвышенности и в течение Средних веков представляли собою северную границу крепости города Рей, а их западная часть сегодня основательно реконструирована. Поскольку раннеисламский Рей был важным стратегическим пунктом для контроля над восточною частью халифата, а также родным городом халифа Харуна-ар-Рашида, чей роскошный двор упомянут в рассказах «Тысяча и одна ночь», иранские археологи относят крепостные стены к раннеаббасидскому периоду (VIII—IX вв.). В соседнем двухметровом слое земли из того же периода Э. Ф. Шмидт раскопал малые мавзолеи, много могил, а также надгробные плиты из алебастра с куфическими религиозными орнаментами. Найденные предметы — это главным образом монеты, относящиеся к раннеисламскому (омейядскому и аббасидскому) и среднеисламскому (буидскому и сельджукскому) периодам[4]. С учетом того, что найдены и монеты с изображением Шахруда Мирзави (правил в 1405—1447 гг.), специалисты предполагают, что самый новый исламский слой относится к тимуридскому периоду (XIV—XV вв.)[5].