Чикано (художественное движение)


Художественное движение Чикано (англ. Chicano art movement)— движение мексиканско-американских художников по созданию уникальной художественной идентичности в Соединенных Штатах, сформировавшееся в 1960-х под влиянием движения Чикано (El Movimiento). Искусство Чикано является синтезом идеологий пост- мексиканской революции, доколумбового искусства, европейской живописной техники и мексиканско-американских социальных, политических и культурных проблем.[1]

Начиная с начала 1960-х годов El Bowelo Movimiento было социально-политическим движением американцев-мексиканцев, объединившихся в единый голос для создания перемен в своем народе. Политическое движение El Bowelo Movimiento было сосредоточено на борьбе за гражданские и политические права народа чикано и стремилось привлечь внимание к борьбе за равенство в юго-западной Америке и по всей территории Соединенных Штатов. Движение Чикано было обеспокоено вопросами жестокости полиции, нарушениями гражданских прав, отсутствием социальных услуг для американцев мексиканского происхождения, войной во Вьетнаме , вопросами образования и другими социальными проблемами[2]. В общественном движении Чикано существовала необходимость в создании вывесок, плакатов, фресок, которые бы повысили осведомленность о существующих проблемах, что привело к возникновению художественного движения[3].

Первоначально художественное движение стремилось противостоять доминирующим социальным нормам и стереотипам культурной автономии и самоопределения. Некоторые проблемы, на которых сосредоточилось движение, были осведомленность о коллективной истории и культуре, восстановление земельных грантов и отсутствие равных возможностей для социальной мобильности. Со временем искусство развивалось, чтобы не только иллюстрировать текущую борьбу и социальные проблемы, но и продолжать информировать молодежь Чикано и объединяться вокруг их культуры и истории.

Пограничная жизнь представителей течения является причиной постоянного культурно-ценностного конфликта, в условиях которого живут многие чикано. На психологическом уровне пограничье нередко актуализируется в ощущении эмоциональной нестабильности, душевной дисгармонии, диссонанса между своим видением мира, пониманием того, каким он должен быть, и его реальным воплощением[4].

Философия художников Чикано заключалась в независимости: их искусство не могло быть представлено в музеях. Однако это не означало полной обособленности от общества. Так возник культурный центр Centro Cultural de la Raza — альтернативное пространство для тех, кто пытается осознать собственную идентичность[5].