Чипевайан (народ)


Чипевайан [ɪpəˈwaɪən] или Denésoliné или Dënesųłiné — «люди пустошей», произносится как ‘Den-a-sooth-leh-na’ на языке чипевайан[1] — индейский народ в Канаде, часть группы народов дене.

Ко второму десятилетию XXI века в Канаде насчитывалось более 23 тысяч жителей, считающихся членами племён денесулине. Эти племена населяют канадские субарктические регионы в Саскачеване (около 11 тысяч), Альберте (больше 6 тысяч), Манитобе и Северо-Западных территориях (более чем по 3 тысячи). В эту численность могут входить кри, канадские метисы или представители народов дене, живущие в общинах денесулине, но не включаются потомки денесулине, потерявшие аборигенный статус в результате ухода из племени. Исторически территория расселения денесулине включала также ту часть Северо-Западных территорий, которая в настоящее время представляет собой территорию Нунавут. Наибольшая концентрация денесулине наблюдается между Большим Невольничьим озером и озером Атабаска[2].

Денесулине говорят на языке чипевайан. Лингвистически этот язык близок к языкам других народов группы дене, среди которых тличо, слейви, йеллоунайф (в «Учебнике американских индейцев» 1981 года йеллоунайф названы одной из общин чипева[3]) и другие, чьи территории расселения граничат с регионом расселения денесулине. В языке различаются два основных диалекта — диалект «k» (намного более распространённый) и диалект «t». Согласно результатам опроса 2011 года, в общей сложности насчитывалось около 13 000 носителей языка чипевайан, и во многих общинах денесулине предпринимаются попытки возрождения языка при помощи учебных программ для детей и юношества[2].

Название «чипевайан» заимствовано английскими поселенцами из языка кри, в котором означало «те, кто носит острые шкуры» (предположительно название связано с формой, в которой охотники денесулине обрезали свою одежду, хотя сами денесулине считали, будто кри намекают белым, что у них есть хвосты)[4].

Археологические и ранние исторические свидетельства указывают, что денесулине населяли лесотундру в северо-восточной части современной Канады, от берегов Гудзонова залива, к северу от реки Сил до находящегося в Заполярье устья реки Коппермайн[3]. Традиционный образ жизни и социо-территориальная организация денесулине были построены вокруг охоты на кочующие по северным равнинам стада карибу. Охотничьи партии, состоящие из двух и более семей, объединялись на локальном и региональном уровне в племена, состав которых был непостоянным, завися от движения стад. Лидеры таких племён обладали лишь ограниченной властью, основанной не на принуждении, а на уважении к их опыту, уму и щедрости. В религиозных воззрениях денесулине человек был тесно связан с окружающей его природой; духовное лидерство принадлежало шаманам, по верованиям денесулине получавшим свои силы через сны[2]. Местная мифология возводила корни чипевайан к связи между первой женщиной и псом, на ночь превращавшимся в мужчину. Обрядовая часть повседневной жизни сводилась к минимуму[5].


Чипевайанская женщина с ребёнком в каноэ на оз.Гарсон, Саскачеван
Мужчина-чипевайн, 1926
Чипевайнские мокасины