Чипко


Движение Чипко, или Чипко-Андолан (англ. Chipko Andolan, хинди चिपको आन्दोलन — «прикрепляться») — общественное социально-экологическое движение, использующее методы сатьяграхи (тактики ненасильственной борьбы, разработанной Махатмой Ганди), в первую очередь прикрепление себя к деревьям, которые собираются срубить.

Современное движение началось в 1970-х годах в Гархвальских Гималаях, на территории штата Уттар-Прадеш (сейчас Уттаракханд), из-за возрастающего беспокойства населения быстрым сокращением лесов. Первая известная акция движения состоялась 26 марта 1974 года, когда группа крестьянок из деревни Рени в округе Чамоли (сейчас Уттаракханд), начала действовать с целью предотвращения вырубки деревьев и возвращения им традиционных прав на леса, которым угрожали нанятые правительством штата контракторы. Очень быстро сотни подобных акций состоялись по всему региону, а до 1980-х годов движение распространилось по всей Индии, приведя к выработке чёткого списка требований, и позволив прекратить вырубку лесов во многих регионах[1].

Первые варианты движения, впрочем, существовали намного раньше 20-го века. Первая зарегистрированная акция подобной организации состоялась в деревне Кхеджарли  (англ.), округ Джодхпур, в 1730 году, когда 363 бишноев  (англ.) во главе с Амритой Деви поплатились жизнью, защищая священные для людей деревья, обнимая их и давая отпор лесорубам, присланным местным правителем[2]. Позднее именно эти действия вдохновили защитников природы на создание движения Чипко[3][4].

Хотя движение Чипко сначала защищало не столько природу, сколько средства существования сельских общин, позднее оно стало лозунгом и основой многих природоохранных организаций по всему миру, создав прецедент ненасильственной формы протеста[5]. На время его возникновения в развивающихся странах не существовало других природоохранных движений, из-за чего Чипко быстро достигло мировой известности. Более того, движение всколыхнуло общественное мнение индийцев, которые начали обращать внимание на проблемы жителей традиционных деревень и других меньшинств, и в дальнейшем существенно повлияло на формирование нынешнего образа Индии[6]. Сейчас движение рассматривается не только как социально-экологическое, но и как эко-феминистическое, из-за большой роли женщин в нём[1][2][7].