Экофеминизм


Экофемини́зм (от др.-греч. οἶκος — «дом, жилище» + лат. femina — «женщина») — общественное движение и философия, соединяющие цели феминизма и экологии. Экофеминизм проводит параллель между эксплуатацией природы и женщины в патриархальном западном обществе, подчеркивая их философское единство. Основная цель движения состоит в том, чтобы привести мир в первоначальную гармонию путём пресечения дискриминации женщин.

Слово «экофеминизм» возникло в 1974 и связывается с именем французской исследовательницы, квир-активистки и бывшей коммунистки Франсуазы Добон (франц. Françoise d’Eaubonne). Она агитировала женщин на экологическую революцию, дабы спасти жизнь на земле. Она старалась доказать, что в мужском контроле над производством и женской сексуальностью существует множество недостатков. Это приводит к двойному кризису:

Также, Добон влияла и на всё последующее развитие экофеминизма. Центральными вопросами движения, под влиянием Добон стали:

Экофеминизм в США и Франции начал процветать раньше, чем в других странах. Тогда главными его составляющими были: забота о природе, взятая от зелёных, и забота о человеческом мире в виде борьбы с дискриминацией женщин. Достаточно большая часть экофеминистического движения стремится воссоздать мистическую часть, ориентирующихся на землю религий (язычество, колдовство, магию и почитанием богинь)[источник не указан 1088 дней]. Критик Элизабет Спелман в работе «Inessential Woman» (1988), осуждает тенденцию представлять определённый привилегированный женский опыт или ситуацию как норму[1].

Одно из толкований экофеминистской теории состоит в том, что капитализм отражает только патерналистские и патриархальные ценности. Это понятие подразумевает, что влияние капитализма также не принесло пользы женщинам и привело к пагубному расколу между природой и культурой. В 1970-х годах ранние экофеминистки обсуждали, что раскол может быть исцелен только женским инстинктом для воспитания и целостного познания природных процессов[2].