Чн (1893)


Чн — российский компаунд-паровоз типа 0-4-0, разработанный при участии Нольтейна и выпускавшийся с 1893 по 1902 год. Из-за неудачной конструкции парораспределительного механизма, на казённые дороги не поступал.

Частная Московско-Казанская железная дорога в отличие от казённых в развитии конструкции паровозов шла своим собственным путём, при этом ключевую роль играл опытный инженер Е. Е. Нольтейн — начальник службы тяги дороги. При его непосредственном участии был создан проект грузового паровоза типа 0-4-0; за основу конструкции был взят паровоз «правительственного запаса» (с 1912 — Чк), у которого простую паровую машину заменили на более экономичную компаунд, но оставили радиальную топку, инжекторы Фридмана и аппараты отправления Борриса. Однако парораспределительный механизм был размещён внутри рамы, из-за чего Министерство путей сообщения не стало заказывать данный паровоз для казённых железных дорог.

В 1893 году по указанному проекту Коломенский завод выпустил первые десять локомотивов, получивших заводской тип 54, а дорога присвоила им обозначение Ан237—Ан246. В 1896 году Брянский завод несколько перепроектировал компаунд-паровозы типа 54, присвоив им собственный заводской тип 7, после чего начал их строить для Киево-Воронежской железной дороги — это были первые паровозы типа 0-4-0 на данной дороге. В том же году для этой же дороги аналогичные паровозы начал строить и Путиловский завод.

В процессе выпуска конструкция локомотивов иногда менялась. Так начиная с № 358 паровозы стали сцепляться с трёхосными тендерами усиленной конструкции, которые вмещали 14 м³ воды и получили на железных дорогах Российской империи широкое распространение. № 400 и 401 имели четырёхцилиндровую машину-компаунд системы Воклена, а диаметр цилиндров был 343 и 584 мм при ходе поршня 650 мм. На № 447 ради опыта был применён водотрубный котёл системы Бротана, который имел испаряющую поверхность нагрева 181,7 м² и давление пара 12 кгс/см². Данный паровоз, по сравнению с паровозами типа 54 Коломенского завода, оказался экономичнее по топливу, но в те годы трубы к трубчатой решётке крепились не сваркой, а развальцовкой, что привело к течи труб; из-за этого данный котёл широкого распространения не получил. Паровозы типа 16 Брянского завода (ВБ504—ВБ520) имели тормоза системы «Нью-Йорк», тогда как паровозы типа 14 имели тормоза Вестингауза.