Обозначение тягового подвижного состава (Россия)


Обозначение тягового подвижного состава в России — специальное обозначение для однотипных по конструкции локомотивов и моторных вагонов, принятое в России.

Для подвижного состава магистральных железных дорог также применяется термин серия, а для вагонов метрополитена — тип. В России применяют буквенные, цифровые и буквенно-цифровые системы обозначений[2].

Паровозы Черепановых не имели ни обозначения, ни имени. Паровозы для Царскосельской железной дороги, которые тогда ещё назывались «сухопутными пароходами», как и корабли получили уже собственные и оригинальные имена: «Богатырь», «Орёл», «Проворный», «Слон»[2][3][4].

В 1845 году на Александровском заводе был начат серийный выпуск грузовых и пассажирских паровозов для Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, однако и они сперва не имели обозначения серии, только номера; лишь в 1863 к номерам стали добавлять буквы: А, Б, В, Г, Д, Е и Ж[5][6]. Обозначение серий паровозов с помощью букв стало применяться и на остальных железных дорогах, при этом наибольшее распространение получили буквы Г (грузовой), Т (товарный), П (пассажирский) и М (маневровый)[2].

Каждая дорога имела собственную систему обозначений, из-за чего одинаковые локомотивы на разных дорогах могли иметь различное обозначение серий. Особенно ситуация обострилась после выкупа частных дорог казной, в результате чего паровозный парк казённых железных дорог стал состоять из огромного числа разновидностей, а разнообразие обозначений только усложняло учёт. Тогда инженером Ю. В. Ломоносовым была разработана, а 16 апреля 1912 года циркуляром Управления Министерства путей сообщения введена «Номенклатура серий паровозов» для всех российских железных дорог. Теперь серия по-прежнему обозначались буквой, но к ней добавлялись уточняющие верхние и нижние индексы; всего было использовано 30 букв из русского дореформенного алфавита, включая такие, как І, Ѳ и Ѵ. При этом в обозначениях серий часто имелся определённый смысл, в том числе[2][7]:

Слева к обозначению серии могли добавляться верхний и нижние индексы. Нижний индекс указывал на завод-изготовитель (что особенно актуально для серий Д, Т, Ч, Ь и Ъ), но мог обозначать и некоторые конструктивные особенности[7]:


Паровозы на фотографиях Сергея Прокудина-Горского
(1910 год)

АА76 Пермской железной дороги (в 1912 году получил серию К)
Система 1925 года на примере обозначения паровоза Эр750-04
Система 1931 года на примере обозначения паровоза COм17-1137