Ломоносов, Юрий Владимирович


Юрий Владимирович Ломоносов (24 апреля 1876, Гжатск — 19 ноября 1952, Монреаль) — русский инженер-железнодорожник, изобретатель одних из первых в мире тепловозов (Юэ001 (Ээл2) и Юм005 (Эмх3)). Социал-демократ, состоявший в Боевой технической группе при ЦК РСДРП. Во время Февральской революции обеспечил остановку царского поезда на станции Дно, повлёкшую отречение императора Николая II. Советский государственный деятель, сотрудник Бюро Мартенса в Нью-Йорке, уполномоченный Советом народных комиссаров по железнодорожным заказам за границей. Профессор Киевского Политехнического Института (1901, ушёл в 1907 году), доктор философии в Берлинской технической высшей школе (1926). Невозвращенец[3].

Родился в небогатой дворянской семье в Гжатске Смоленской губернии. Отец — мировой судья Владимир Григорьевич Ломоносов, мать — Мария Фёдоровна Пегелау. Детство провёл в родовых имениях в Сычёвском уезде. Воспитывался в 1-м московском кадетском корпусе с 1887 года, который блестяще закончил и, наперекор родственникам, в 1893 году поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения[4]. Окончил его в 1898 году, проявив незаурядные склонности к инженерным разработкам.

Работал на Харьковском паровозостроительном заводе, затем на Харьковско-Николаевской железной дороге, помощником начальника депо.

В 1899 году Ломоносову было предложено место преподавателя в Варшавском политехническом институте, где он читал курс по теории и управлению локомотивами. В это же время Министерство путей сообщения утвердило Ломоносова в должности инспектора Российских государственных и частных железных дорог. В конце лета 1900 года Ломоносов принял участие в Международной выставке локомотивов в Париже.

С 1902 года — профессор Киевского Политехнического института. Вместе с группой студентов совершил поездку по Китайско-Восточной железной дороге, проводя её обследование. Посетил Иркутск, Харбин, Порт-Артур, Владивосток, а также Нагасаки и Пекин. По должности инспектора железных дорог Ломоносов должен был знакомиться с железнодорожными достижениями в других странах.

В ноябре 1902 года участвовал в работе Международного конгресса инженеров железнодорожного транспорта в Вене. Весной 1903 года посетил Италию, Швейцарию, Францию, Испанию. Летом совершил тур по железным дорогам Восточной Европы. В апреле 1905 года Ломоносов защитил докторскую диссертацию по динамике локомотивов[5].