Чудаков, Евгений Алексеевич


Евге́ний Алексе́евич Чудако́в (20 августа (1 сентября) 1890 — 19 сентября 1953) — русский советский учёный, специалист в области машиноведения и автомобильной техники, академик АН СССР (1939, член-корреспондент с 1933).

Родился 20 августа (1 сентября1890 год в селе Сергиевском (ныне город Плавск, Тульская область). Первое начальное образование получил в селе, окончив четырёхклассное училище. В 1909 году экстерном выдержал экзамен за среднюю школу, в августе поступил на механическое отделение Императорского Московского технического училища. Окончив училище в январе 1916 года по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» он был оставлен на кафедре автомобилей и лёгких двигателей.

В июле 1916 года был командирован в Англию для закупки и приёмки автомобилей и мотоциклов для Всероссийского земского союза, который участвовал в снабжении армии вооружением и снаряжением. В марте 1918 года вернулся в Россию и сразу приглашён в Автоцентр, а затем в Центральную Автосекцию ВСНХ в качестве заведующего лабораторным подотделом. 15 ноября 1918 года был переведён на должность помощника заведующего Научной автомобильной лабораторией (НАЛ) в научно-техническом отделе (ОНТ) ВСНХ.

В то время в России был всего один автомобильный завод, который работал на импортных деталях. Е. А. Чудаков внёс предложение в ВСНХ РСФСР создать научно-исследовательскую базу по автомобилестроению. Предложение было принято и вскоре он со своими учениками создал теорию автомобиля, а затем была разработана теория устойчивости и управляемости автомобиля. Е. А. Чудаков внёс большой вклад в разработку систем расчёта: нагрев механизма сцепления, расчёт тормозов на нагрев, расчёт карданного механизма и зубчатого зацепления, обеспечивающего минимальный износ шестерён.

Е. А. Чудаков стал критически рассматривать состояние всего машиностроения в государстве и просил создать институт, который мог бы объединить все отрасли машиностроения: теория машин и механизмов, износ деталей, конструирование и расчёт деталей машин, технологию машиностроения.

С 1918 года он стал преподавать (читал лекции по автомобильным дисциплинам) и при этом обращал большое внимание на практические знания и навыки.