Чумаченко, Александр Андреевич


Александр Андреевич Чумаченко (1913 — 1994) — авиаконструктор, один из ведущих разработчиков самолётов МиГ-29 и МиГ-31, доктор технических наук и лауреат Ленинской премии и Сталинской премии.

Родился Александр Чумаченко 15 февраля 1913 года в Киеве. После окончания семилетней школы с сентября 1927 года учился в механическом техникуме, который окончил в марте 1931 года. В сентябре 1933 года поступил в Киевский авиационный институт имени К. Ворошилова (в дальнейшем Киевский филиал Ленинградского института инженеров ГВФ) на эксплуатационно-механическое отделение, которое окончил в июле 1938 года с присвоением квалификации инженера-механика по эксплуатации самолётов и моторов.

Работу в авиационной промышленности Александр Чумаченко начал с февраля 1938 года как инженер аэродинамик ЦАГИ. С марта 1939 года работал на авиазаводе № 43 в Киеве в должности старшего инженера- инженер-аэродинамик сперва как командированный, а с июля был включён в штат ОКО завода. В январе 1941 года переведён на завод № 483. В начале августа 1941 года эвакуирован вместе с семьёй в Куйбышев и переведён на вновь строящийся авиазавод № 122, куда влился эвакуированный завод № 483. После эвакуации завода № 1 им. Сталина и объединения его с заводом № 122 был переведён в ОКО завода № 1, который возглавлял А. И. Микоян.

В связи с организацией в марте 1942 года самостоятельного завода № 155 НКАП (ОКБ-155) во главе с А. И. Микояном был назначен на должность старшего инженера аэродинамика. Потом Александр Чумаченко работал начальником группы аэродинамики, ведущим конструктором — начальником бригады аэродинамики, ведущим конструктором — начальником отдела аэродинамики. В дальнейшем проектов. С августа 1958 года был возглавлял отдел назначен заместителем главного конструктора. В январе 1963 года заместителем генерального конструктора.

Решением высшей аттестационной комиссии при Совете министров СССР от 30 апреля 1982 года ему была присуждена учёная степень доктор технических наук.

Начиная с истребителя МиГ-15 и всех последующих типов самолётов руководил разработкой аэродинамических схем, выполнением аэродинамических расчётов, проведением испытаний моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ, обеспечивал сопровождение лётных испытаний опытных образцов самолётов по вопросам аэродинамики.