МиГ-29


МиГ-29 (по классификации НАТО: Fulcrum — «Точка опоры») — советский и российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения[5], разработанный в 1970-х годах в Опытном конструкторском бюро имени А. И. Микояна[6].

МиГ-29 предназначен для поражения и уничтожения всех типов воздушных целей в простых и сложных метеоусловиях, в свободном пространстве и на фоне земли, в том числе в условиях постановки радиолокационных помех с использованием управляемымых ракет и бортовой пушки, а также для поражения наземных целей с применением неуправляемых средств поражения в условиях визуальной видимости[6].

Первый полёт опытного экземпляра истребителя МиГ-29 был совершён 6 октября 1977 года советским лётчиком-испытателем А. В. Федотовым[1].

Работы по созданию лёгкого фронтового истребителя нового поколения в СССР развернули в конце 1960-х годов. Непосредственным поводом для их начала стала поступающая информация о ведущейся в США разработке истребителей McDonnell Douglas F-15 Eagle и Northrop P-530 Cobra (предшественника YF-17). Разработку перспективного фронтового истребителя разделили на две темы — создание тяжёлого самолёта (ТПФИ) и создание лёгкого самолёта (ЛПФИ). Из ТПФИ получился Су-27, а результатам работы по ЛПФИ стал МиГ-29. На первом этапе для самолёта, получившего название МиГ-29, рассматривалась традиционная аэродинамическая схема по типу МиГ-25 и система управления вооружением (СУВ), являвшаяся развитием СУВ истребителя МиГ-23. Она включала в себя модернизированную РЛС «Сапфир-23М», ракеты средней дальности К-23 или К-25 (отечественный аналог американской ракеты AIM-7 «Спэрроу») и ракеты малой дальности К-13М и К-60. Аванпроект такого варианта был разработан и представлен заказчику в первой половине 1972 года.

Главной задачей самолёта определили завоевание превосходства в воздухе над районом боевых действий сухопутных войск, второстепенной — нанесение ударов по наземным целям неуправляемым оружием днём в простых метеоусловиях.[7]

МиГ-29 относится к самолётам 4-го поколения. Этот самолёт нарушил традиционный путь развития авиации — гонку за скорость и высоту. Теперь приоритет получила манёвренность, прежде всего, в вертикальной плоскости за счёт высокой тяговооружённости[7].


МиГ-29СМТ
МиГ-29ОВТ
МиГ-29М2 (МиГ-33)
МиГ-29УБ
МиГ-29КУБ
МиГ-29Б
МиГ-29К
МиГ-29С
МиГ-29 ВВС СССР в 1989 году
МиГ-29 сербских ВВС. Изображённая на фотографии машина (с/н 18105) была потеряна в авиакатастрофе в июле 2009 года
МиГ-29А ВВС Польши на Берлинском авиасалоне в 2016 г.
Три проекции МиГ-29
РД-33 — двигатель для истребителей МиГ-29
МиГ-29М/ОВТ в полёте
МиГ-29К и МиГ-29СМТ на МАКС-2009