Неуправляемая авиационная ракета


После пуска ракета совершает неуправляемый полёт. В литературе также можно встретить устаревшее обозначение неуправляемых авиационных ракет как реактивный снаряд, НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится к ракетам как воздушного базирования, так и наземного.

В 1912 году российский морской офицер Н. А. Яцук в книге «Воздухоплавание в морской войне» высказал мысль об использовании ракет для вооружения самолётов. В том же году И. В. Воловский предлагал два варианта «реактивной митральезы» — блоков на 20 либо на 50 ракет с электрозапалом, калибр ракет — 2 дюйма (50,8 мм), длина ракет — 40 дюймов (1015 мм), но проект реализован не был.

Через несколько лет идея нашла практическое воплощение — французский морской офицер Ле-Приер сконструировал боевые пороховые ракеты для самолётов. Они с успехом применялись французскими и британскими лётчиками для уничтожения немецких аэростатов наблюдения. На самолёте обычно устанавливали 6 или 8 ракет[1].

Впервые в мире подобное оружие в бою было применено 20 августа 1939 года лётчиками ВВС РККА группы капитана Н. Звонарева в конфликте на реке Халхин-Гол — вылетев в 16 часов на выполнение боевого задания по прикрытию советских войск, лётчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарёва над линией фронта встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный залп НАР РС-82 с расстояния около километра и сбили два японских самолёта.

Во время Второй мировой войны НАР применялись Королевскими ВВС Великобритании, Люфтваффе, ВВС США и ВВС РККА против наземных и воздушных целей.