Яцук, Николай Александрович


Николай Александрович Яцук (1884—1930) — инженер-механик флота, капитан 2 ранга, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из первых русских авиаторов, начальник Школы авиации Императорского Всероссийского аэроклуба, командир 34-го корпусного авиационного отряда Особого Добровольческого авиаотряда, первым теоретически обосновал возможность воздушного тарана, Георгиевский кавалер, организовал первую в стране школу военной маскировки, преподаватель ВВИА имени Н. Е. Жуковского, профессор.

Николай Александрович Яцук родился 11 января 1884 года в Кемери Рижского уезда Лифляндской губернии Российской империи[1], в семье кадрового военного. Его отец капитан Яцук Александр Александрович[2] — сын солдата, дослужившийся до поручика[3].

В 1900 году после окончания 6 классов Псковской гимназии поступил на механическое отделение Морского инженерного училища, которое окончил с отличием 6 мая 1903 года и произведён в младшие инженер-механики[4]. С мая 1903 по февраль 1904 года служил на Балтике судовым инженер-механиком миноносца № 221, затем младшим инженер-механиком на крейсере «Аврора». С апреля 1904 года — исполняющий должность судового инженер-механика эскадренного миноносца «Бодрый», на котором перешёл на Дальний Восток и вошёл в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Участник русско-японской войны. 1 января 1905 года переименован в поручики[5]. За мужество в бою, проявленное в Цусимском сражении, Н. А. Яцук был награждён орденом Святой Анны 3 степени с мечами и бантом[5]. После Цусимского сражения миноносец «Бодрый» был интернирован в одном из китайских портов. Яцуку удалось совершить побег и добраться до Владивостока. До января 1906 года служил помощником старшего инженер-механика крейсера «Терек». С февраля 1906 года исполнял обязанности командира Владивостокского морского воздухоплавательного парка. В августе 1906 года часть была расформирована и Яцук вернулся в Петербург. Поступил на механическое отделение Морской Императорской Николаевской академии. 6 декабря 1907 года произведён в штабс-капитаны[5]. Во время учёбы в академии дополнительно изучал воздухоплавание и радиоуправление[1].

В 1908 году окончил с отличием морскую академию и был назначен в 1-й Балтийский экипаж, преподавателем машинной школы. Затем непродолжительно служил на транспорте «Самоед». С июля 1909 по июль 1910 года участвовал в приемных испытаниях крейсера «Паллада»[6]. Параллельно занимался воздухоплаванием. В 1909 году построил планёр собственной конструкции и совершил на нём ряд полётов. В том же году он провёл опыты по радиоуправлению подводных лодок и летательных аппаратов[3]. С ноября 1910 года состоял в распоряжении военного министра при Офицерской военно-электротехнической школе, как заведующий радиотелеграфными приборами особого назначения[6].