Чёртов мост (БАМ)


Чёртов мост — полукруглый в плане виадук на Северомуйском обходе Байкало-Амурской магистрали, уникальное инженерно-техническое сооружение.

Был построен в 1986 году, но постоянное движение поездов началось в 1989 году. Проходит над рекой Итыкит. Высота до 35 метров[2]. Расположен на характерных двухъярусных опорах, единственный в России мост такой конструкции. Немного[сколько?] раскачивается при прохождении по нему тяжёлых составов (с 2002 года таковые по мосту не ходят, а ходит только рабочий поезд; основное движение идёт по Северомуйскому тоннелю). Мост пользуется недоброй славой у машинистов, опасающихся проезжать по мосту (ходят слухи, что машинисты и сейчас крестятся перед въездом на него)[3]. Считается одним из красивейших мест на БАМе, привлекает немало самодеятельных туристов.

1 декабря 2023 года по данным украинских СМИ во время движения поезда по мосту сработала заложенная в него взрывчатка. От взрыва загорелись шесть цистерн, к тушению пожара привлекли пожарный состав. Подрыв стал вторым этапом операции СБУ для выведения из строя важной железной дороги, которую россияне используют для переброски войск и техники. «Первый грузовой поезд был подорван в Северомуйском тоннеле, а поэтому для продолжения движения оккупанты начали использовать объездной путь через так называемый Чертов мост, именно на это и рассчитывала СБУ: во время проезда поезда по этому высокому 35-метровом мосту сработали заложенные в него взрывные устройства» — сообщили источники[4][5]. По сообщениям русскоязычного интернет-издания Медуза, БАМ является основным транспортным путем между Россией и Китаем и используется для военных поставок в ходе войны России с Украиной[6].

7 декабря 2023 года ФСБ России подтвердила причастность спецслужб Украины к происшествию, задержан исполнитель[7][8].