Шаббат (трактат)


«Шаббат» (ивр. שבת‎, shabath — «шаббат») — трактат в Мишне, Тосефте, Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, первый в разделе Моэд («Праздники»); излагает законы о субботнем отдыхе. Самый объёмный из трактатов о праздниках (24 главы). Изложенные в трактате законы до сих пор соблюдаются еврейскими общинами по всему миру.

Заповедь о субботнем покое — одна из фундаментальных в иудаизме[1]. Упоминание о святости субботы встречается уже на первых страницах Моисеева закона:

Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Пророки упоминают заповедь о субботе и ставят её в один ряд с морально-этическими нормами (Ис. 58:13, 14; Иер. 17:19—27; Амос. 8:5). По возвращении из вавилонского плена пришлось принимать меры для введения этой заповеди в практику: