Шапошник, Борис Львович


Бори́с Льво́вич Ша́пошник (17 (30) декабря 1902, Пинск — 12 сентября 1985, Минск) — советский конструктор автомобилей, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки и техники БССР, доктор технических наук.

Борис Шапошник родился в 1902 году в Пинске в бедной еврейской семье; отец был скорняком.[1] И хотя многодетная семья (ещё до Первой мировой войны в семье Шапошников родились 3 дочери и 2 сына) жила небогато, по традиции, родители не жалели средств, чтобы дать детям образование. Будущий главный конструктор посещал начальную 4-классную школу, а затем высшее 4-классное училище в Пинске. В 1920 году, имея большое желание продолжить своё образование, уехал в Москву. Рабфак, затем МВТУ — в 1929 году Борис Львович, ещё студентом, пришёл на Московский автозавод слесарем-планировщиком, стал ударником труда.

Более 10 лет, до 1941, проработал на заводе АМО (с 1931 — «ЗИС») инженером-конструктором, начальником конструкторского отдела, главным конструктором.

В годы Великой Отечественной войны Шапошник возглавлял (с 1941) конструкторское бюро Ульяновского завода (УАЗ).

С 1949 Шапошник работал на Минском автозаводе начальником конструкторского бюро карьерных самосвалов большой грузоподъёмности. В короткие сроки были разработаны двухосный МАЗ-525 (грузоподъёмность 25 т) и трёхосный МАЗ−530 (грузоподъёмность 40 т).

С 1954 Б. Л. Шапошник — главный конструктор СКБ «МАЗ». Под его руководством была создана гамма колёсных артиллерийских тягачей с колёсной формулой 8х8, а затем серия шасси для самоходных пусковых установок большой мощности.