Минский автомобильный завод


ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» (белор. Мінскі аўтамабільны завод) — советская и белорусская автомобилестроительная компания, специализирующаяся на выпуске большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.

Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990-х годов, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.

Как управляющая компания входит в холдинг «БелавтоМАЗ», в составе которого находятся также ОАО «БААЗ», Барановичи, ОАО «ОЗАА», Осиповичи; ОАО «КЗТШ», Жодино; ОАО «ДЭМЗ», Дзержинск; ОАО «Гродненский механический завод»; ОАО «ТАиМ», Бобруйск, и другие. Номенклатура выпускаемой Минским автозаводом продукции превышает 400 моделей, модификаций и комплектаций. В то же время «МАЗ» является кузовосварочным заводом, не производящим какие-либо автозапчасти.

В середине 1930-х годов на территории будущего автозавода у небольшой деревни Красное Урочище в 7 километрах к юго-востоку от центра Минска располагалась крупная воинская часть Красной Армии — 12-я танковая бригада, реорганизованная весной 1941 года в 26-ю танковую дивизию. В 1942 году на базе бывших ремонтных ангаров дивизии оккупантами был организован завод для обслуживания и ремонта транспорта Вермахта — автомобилей и танков[3]. Фирма Даймлер-Бенц возвела более тридцати ремонтных павильонов. Завод «Грос-К-Верк» с более чем пятью тысячами рабочих вскоре стал одним из крупнейших предприятий в оккупированной Восточной Европе. Во время строительства завода широко использовался принудительный труд военнопленных и местных жителей.

9 августа 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР об организации автосборочного завода в Минске. С конца 1944 года параллельно строительству самого завода, начинается «отвёрточная» сборка грузовиков GMC и Studebaker, поставляемых из США по ленд-лизу. Первый минский Studebacker сошёл с конвейера 7 ноября 1944 года. Кроме «Студебеккеров», на Минском автосборочном заводе собирали тяжёлые грузовики Mack серии NR[en].

К марту 1945 года объём сборки автомобилей на Минском автосборочном заводе превысил 1 тысячу машину в месяц, а всего в 1945 году было собрано 14 тысяч автомобилей (в 1944 году – 232 автомобиля), благодаря чему он стал одним из крупнейших автосборочных предприятий в СССР[4]. Завод работал в тяжёлых условиях военного времени (10-часовой рабочий день, ручной труд из-за нехватки станков и инструментов, неритмичная поставка комплектующих) и, помимо сборки автомобилей из поставлявшихся комплектов, самостоятельно производил также деревянные детали кузовов и кабин к ним[4]. Преимуществом завода была близость к линии фронта, что обеспечивало снижение логистических издержек по отправке готовых автомобилей в действующую армию[4].


МАЗ (Минск)
Точка
МАЗ
Расположение завода МАЗ на карте Минска
Самосвал МАЗ-6501 с новым оформлением кабин, принятым с начала 2010-х годов.
Седельный тягач МАЗ-6440 с полуприцепом
МАЗ-4571N2 «Корнет» с кузовом-рефрижератором Купава-470011
Автопоезд МАЗ-6501C9 «Колас» с прицепом на выставке «Белагро-2019»
Автопоезд МАЗ-5440М9
Седельный тягач МАЗ-6422 с полуприцепом
Низкопольные городские автобусы МАЗ-203 и МАЗ-206
МАЗ-103 в Нижнем Новгороде
Автобус среднего класса МАЗ-256
Автобус МАЗ-107
Сочленённый автобус МАЗ-215
Троллейбус МАЗ-103Т
Троллейбус МАЗ-203Т70 с автономным ходом (штанги опущены)
Как собирают МАЗ
Зенитно-ракетная система С-300ПС на базе МАЗ-7910
Логотип совместного предприятия «МАЗ-MAN»
Самосвал МАЗ-MAN